Тучи над Борском. СССР, 1961. Режиссер Василий Ордынский. Сценаристы Семён Лунгин, Илья Нусинов. Актеры: Инна Гулая, Роман Хомятов, Владимир Ивашов, Наталья Антонова, Виктор Рождественский, Пётр Константинов, Пётр Любешкин, Валентина Беляева, Инна Чурикова и др. 22,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Ордынский (1923-1985) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Сверстницы», «Человек родился», «Тучи над Борском») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая популярного телесериала «Хождение по мукам»).
В конце 1950-х - начале 1960-х началась так называемая хрущевская антирелигиозная (большей частью – антисектантская) кампания, в том числе и в кинематографе («Чудотворная», «Иванна», «Цветок на камне», "Исповедь", "Грешный ангел", "Армагеддон" и др.). И Василий Ордынский решил не отстать от моды и поставил антисектантскую драму «Тучи над Борском», имевшую немалый зрительский успех.
Сегодняшние зрители относительно «Туч над Борском» существенно расходятся во мнениях:
«Подходить к такому кино всерьез - из разряда совершенно невозможного. Но вполне заслуживает просмотра, чтобы посмотреть, как у нас боролись с религией» (Хабиби).
«Фильм мне, атеисту, понравился. Да, это пропаганда большевиков, но она нужна и вызывает больше сочувствия, чем любые иные современные "идеи", основная философская суть которых подчинение и смирение перед властью. Особенно она актуальна в наше непростое время, когда религия снова нагло наступает, пользуясь покровительством властей. … А сильным религия не нужна» (Иван).
Слепой музыкант. СССР, 1961. Режиссер Татьяна Лукашевич. Сценарист Иосиф Маневич (по одноименной повести В. Короленко). Актеры: Борис Ливанов, Василий Ливанов, Сережа Шестопалов, Марианна Стриженова, Юрий Пузырёв, Алексей Грибов и др. 21,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Татьяна Лукашевич (1905-1972) поставила 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Учитель танцев», «Анна Каренина», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант», «Ход конем» ) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
У трогательной мелодрамы «Слепой музыкант» и сегодня масса поклонников среди зрителей:
«Есть фильмы, которые в определённый момент жизни делают нас взрослее. "Слепой музыкант" - один из таких. Чудесная постановка. Все герои как будто сошли со страниц книги, именно такими я представляла их себе, когда в далёком детстве впервые читала это произведение» (Татьяна).
«Этот фильм нужно показывать всем школьникам. Целесообразные пересмотры в актовых залах школ. Фильм указывает ориентиры на далекое будущее и в то же время демонстрирует, как высоконравственно должен человек поводить себя в ежедневном быту. Что главное для молодого человека? Воспитание характера и стойкость к распущенности. Этот фильм занимает, наверное, первое место среди поучительных фильмов. Тем более, что поставлен он на наивысшем уровне мастерства» (С. Ким).
А каковы Ваши мнения о фильмах «Тучи над Борском» и «Слепой музыкант», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
P.S. Мою статью о советских антирелигиозных фильмах можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/antireligioznye-filmy-5ceae896e68b7800b39c23ba