Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.14): НЕ ПРОПУСТИТЕ СВОЙ ПОКОЙ

Оглавление

(Евр. 4:1–4)

Послание к евреям содержит тринадцать наставлений. Эти увещевания чётко выделены в греческом тексте грамматической конструкцией, которую можно назвать «побудительной»: либо в начале её стоит, либо подразумевается побудительное слово «давайте». Это стихи 4:1, 11, 14, 16; 6:1; 10:22, 23, 24; 12:1, 28; 13:13, 15. В первом упоминается страх, который некоторые считают негативной эмоцией; однако страх есть начало знания и мудрости (Прит. 1:7; 9:10), а это положительные качества.

Каждое наставление призывает читателей к высшему образу жизни. Последний призыв, побуждающий верующих остерегаться вероотступничества, находится в 13:13: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Кульминационный момент данного раздела, начинающегося в 3:1, находится в 4:1–13 и предписывает первым читателям послания признать превосходство Христа над Моисеем и в силу этого отказаться от иудаизма.

Отрывок, который мы сейчас рассмотрим, 4:1–4, включает три наставления читателю относительно его субботнего покоя.

«ПОСЕМУ БУДЕМ ОПАСАТЬСЯ» (4:1)

«Поэтому будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

Первое предписание — повеление опасаться. Оно побуждает читателя иметь здравое уважение к природе своего положения. Страх — важная концепция в послании. Тот, кто должным образом боится Бога, будет верным и не опоздает войти в «Его покой». Слово «покой» (катапаусис) в стихах 1–4 имеет несколько возможных значений. Во-первых, если настоящее время в стихе 3 относится ко всей христианской эре, тогда это слово может означать нечто соответствующее выражению «мир Божий». Другими словами, это то, чем обладают в настоящий момент. Во-вторых, оно может означать покой, в котором находился Бог после шести дней творения. В-третьих, «покоем» была для Израиля земля обетованная. Мы читаем «покой Мой» в стихе 3, что является цитатой из Пс. 94:11. Это должна быть ссылка на покой, в котором находился Бог по окончании Своих трудов творения (Быт. 2:2), хотя оно и указывает непосредственно на землю обетованную. В-четвёртых, помимо перечисленных значений, есть покой, который «остаётся». Этот остающийся покой предназначен для праведных верных христианского века.

Некоторые раввины считали, что так как в книге Бытие не был упомянут вечер седьмого дня, то день Божьего покоя продолжается до сих пор. Другие полагали, что Бог отдыхал каждую субботу. Таким образом, «день покоя» не имел конца. Автор «Евреям» объединил эту концепцию с четвёртым значением «покоя» и получил вечный покой небес. Об этом «покое», главным образом, и идёт речь в послании.

«Покой Его» в стихе 1 — это награда, которую Бог приготовил для святых, это небесный покой. Кроме того, христиане могут фактически войти в Божий покой сейчас. «Это не просто покой, даруемый Богом; это собственный покой Бога, и Он разделит его с искупленными» (Аллен). У нас есть заверения, что мы будем иметь покой сейчас (Мф. 11:28—30) и в вечности (Отк. 14:13); это тот покой, который можно назвать «мир Божий» (Фил. 4:7). Покой, в который вошли древние израильтяне, был лишь прообразом Божьего вечного покоя.

Принимая во внимание то, что случилось с большинством израильтян, вышедших из Египта, а именно что они не вошли в обещанный покой, нам следует опасаться. Чтобы эти наставления имели реальное значение, мы должны признать возможность отпадения от благодати Божьей и утраты её. Целое поколение Израиля не вошло в Ханаан. Если бы христиане не имели реальной опасности потерять Божий вечный «покой», то не было бы необходимости вдохновенному автору писать эти слова предостережения.

Каждый христианин должен постоянно исследовать себя, чтобы убедиться, что его главная цель — войти в Божий покой (2 Кор. 13:5). Очень полезно учиться на прошлом опыте, особенно в плане Божьих отношений с Его народом. В отношениях Израиля с Богом неверие оказалось настолько пагубным, что они пали и погибли. Для нас этот факт должен означать, что мы можем оказаться в таком же положении. На это указывает Павел в 1 Кор. 10:1–13. Нам следует отнестись к его заключению со всей серьёзностью и решимостью: «Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (ст. 12). Если довести его высказывание до логического завершения, тогда то, что случилось с израильтянами в пустыне физически, может произойти с нами духовно. Другими словами, когда наша вера колеблется, мы теряем небеса.

Выйдя из Египта, потомки Авраама не пошли прямо к земле обетованной. Они были выведены в пустыню, чтобы пройти там ряд испытаний, и они не выдержали большинства из них. Подобным же образом, и мы не попадаем сразу в наш вечный покой. В этой жизни мы вынуждены пройти через социальный мир, как через пустыню, и в этом мире многие отпадают от Христа.

Если те евреи начали слабеть всего через тридцать пять лет, прошедших после ухода Христа, то очевидно, что спустя две тысячи лет христиане тем более могут ослабеть на своём пути к тому покою. Человек может впасть в уныние, охладеть и утратить Божьи обетования, касающиеся вечности. Лаодикийцы охладели, и Спаситель готов был извергнуть их (Отк. 3:14–16). Нам следует помнить, что Авраам и другие верные служители Ветхого Завета не знали полностью, что будет им дано во исполнение обетований. Тем не менее, «только издали видя оные и радуясь» (Евр. 11:13), они не изменили своей вере.

В Восстановительном Переводе даётся такой перевод стиха 4:1: «Итак, будем опасаться, чтобы, в то время как остаётся обещание о вхождении в Его покой, не показался кто-нибудь из вас не достигшим его». Наличие слова «показался» даёт некоторым повод усомниться в возможности отпадения. Если бы это было так, тогда вообще не было бы нужды в предостережении. В Российском Библейском Обществе сказано: «следует бояться вот чего: как бы не оказалось, что кто-нибудь из вас упустил такую возможность». Правильное понимание отрывка — что «знание о неминуемом суде есть более весомая причина для страха, чем любая кажущаяся неудача» (Хьюитт). Слово «поэтому» в Синодальной Библии (и его эквиваленты в других переводах) в начале главы 4 показывает, что в этой главе продолжается аргументация, начавшаяся в главе 3. Предупреждения 3:12–19 завершаются выводами, сделанными в главе 4, а не опровергаются ими. Фразу «будем опасаться» не следует искажать, придавая ей одно только значение «не будем заблуждаться», ибо ситуация намного хуже, чем просто заблуждение. Как страшно будет стоять пред Божьим престолом и осознавать, что мы упустили свой шанс войти в Божий покой! Будьте уверены: мы все будем стоять пред «судилищем Христовым» (2 Кор. 5:10).

ПОЛЬЗА ОТ СЛОВА (4:2)

«Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верой слышавших».

Второе предписание — слушать Слово, которое было дано нам, и жить по нему. Нам была проповедана весть, и мы должны сделать всё, чтобы воспринять её и повиноваться ей.

Словом «возвещено» переведён греческий термин эуангелидзо, который означает «благовествовать», или «проповедовать благую (радостную) весть, евангелие». Это наиболее предпочтительное новозаветное слово для обозначения Божьего откровения человеку. В этом смысле можно говорить о том, что евангелие было проповедано людям времён Ветхого Завета, хотя их «благая весть» распространялась только на земной покой. При том что новозаветное евангелие обладает совершенно другой природой, для обозначения и того и другого используется одно и то же слово. Это не означает, что был только один завет с Богом, перешедший из Ветхого Завета в Новый.

Буквальный перевод фразы — «Ибо нам благовествовано, так же как и им». Похожая концепция находится в 1 Кор. 10:3, 4, где сказано: «и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питьё: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Определённо, некоторые из основных элементов одинаковы — особенно потребность как для израильтян, так и для христиан признать нужду в Спасителе и полагаться только на Него. Первым предлагалась временная земля, другим предлагается вечная жизнь.

Сама идея «благовествования» предполагает то, что проповеданную весть услышал весь населённый пункт или регион, даже если в результате этого были обращены лишь немногие. Чтобы считаться евангелизированным, району необязательно иметь такой-то процент обращённых. Просто люди должны были получить доступ к евангелию.

Так как основная масса израильтян отвергла благовестие, оно «не принесло им пользы». Автор объясняет этот вывод следующим: «слово слышанное, не растворённое верой слышавших». Слушатели не приняли верой услышанное послание, в чём была их обязанность. Этот стих исключает ту идею, что наша вера — это Божий дар, а не результат наших собственных умственных усилий.

В Чис. 14:26–34 приводится рассказ о бунте, когда народ угрожал забить камнями Иисуса Навина и Халева за то, что те два соглядатая основывали своё решение на вере. Почему тогда Бог пообещал пощадить всех моложе двадцати лет? Не потому ли Он позволил только им войти вместе с Халевом и Иисусом Навином, что в молодом поколении увидел больше веры (или потенциальной веры), чем в пожилых людях? Человек должен услышать Слово Божье и затем поверить в него до такой степени, чтобы начать действовать на этом основании ещё до того, как он надлежащим образом смешает его с верой. Из этого отрывка мы видим, что доктрина о всеобщем спасении не является библейской.

Многие сегодня слышат евангелие и посещают церковные богослужения, но так и не покоряются евангелию, и поэтому оно не приносит им пользы. Какой трагедией было бы для человека не есть поставленной перед ним обильной пищи и в конце концов умереть от голода! Это воистину трагедия — иметь возможность пировать, поглощая евангельскую весть, но вместо этого питать душу свою объедками. Услышанное евангелие обладает силой сотворить веру; а действие на её основании производит спасение (Рим. 10:17; 6:17, 18).

ПРОДОЛЖАЙТЕ ВЕРИТЬ (4:3, 4)

«А входим в покой, мы уверовавшие, так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой”, хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: "И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих"».

Третье предписание — продолжать верить. Искренняя вера в нашего Спасителя и Его слово к нам побуждает нас жить для Христа и постоянно возрастать.

Стих 1 говорит об обещанном покое для нас, то есть о Божьем покое. В стихе 2 сказано, что евангелие об этом покое было проповедано Израилю в пустыне и нам. Бог должен был хотеть, чтобы человек вошёл в Его покой и наслаждался им, иначе Он не приготовил бы его и не призывал бы людей войти в него. Стих 3 сообщает, что в этот покой войдут все верующие, если сохранят веру. Слово «уверовавшие» указывает на прошедшее время, но «входим» употреблено в настоящем времени, и это есть свидетельство того, «что покой, о котором Он думает, уже находится в процессе дарования».

«Мы, уверовавшие» относится к прошедшему, а не к настоящему времени, и должно указывать на момент обращения в веру читателей послания. Это было типичным описанием тех, кто был обращён ко Христу. В Деян. 2 говорится о первых обращённых после вознесения Христа, что они «приняли» слова Петра, когда он проповедовал им. Затем они были крещены (Деян. 2:38–41). Тюремщику из Филипп и его семье было сказано уверовать в Иисуса (Деян. 16:31); после того, как им было проповедано слово Господне, они немедленно крестились (Деян. 16:33). Наконец, после этого их обращение было выражено фразой «уверовал в Бога» (Деян. 16:34). Поэтому уместно говорить об обращении как о моменте, когда человек «уверовал», подразумевая, что человек совершил также акт крещения во Христа. В Рим. 13:11 Павел говорит, что время окончательного спасения «теперь ближе… чем когда мы уверовали». Спасение его читателей приблизилось, когда они повиновались так, как Павел указал в Рим. 6:3–5: «были крещены во Христа Иисуса». Это ещё раз показывает, что акт первоначального уверования включает в себя повиновение, выражаемое крещением, и это уже есть акт веры, посредством которого человек входит в Христа, где находит спасение.

Буквальный перевод греческой фразы «что они не войдут в покой Мой» — «если они войдут в мой покой», хотя понимать её надо идиоматически. Обычно такой оборот употребляли, когда хотели сказать, что определённая вещь не будет сделана. Давид воспользовался этим оборотом, когда сказал: «то и то пусть сделает со мной Бог и ещё больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2 Цар. 3:35). Он торжественно клялся, что не будет есть до захода солнца. Поэтому лучше переводить 4:3 — «они не войдут в покой Мой». В Пс. 94:11 говорится, что Господь поклялся в гневе Своём, что роптавшие в Кадис-Варни не войдут в Его покой. Покой для иудеев (Ханаан) есть прообраз небес для верующих; но мы тоже не будем допущены туда, если не сохраним веру до конца своего путешествия. Время, когда «клялся» Бог, относится к тем дням, а не к последнему суду. Так и мы можем потерять наше вечное наследие задолго до возвращения Христа для суда.

Далее автор говорит: «хотя дела Его были совершены ещё в начале мира» (ст. 3). Бог почил, когда Его дела были завершены, и с тех пор Он так и отдыхает от дел творения. Греческое слово, переведённое как «начало» (в других переводах «основание»), — катаболэ вместо обычного слова, обозначающего «сотворение», ктисис. В Новом Завете выражение «начало мира» (катаболес косму) обычно используется для обозначения Сотворения.

Автор Послания к евреям не мог иметь в виду, что Бог устал и нуждался в покое. Его покой не был полным покоем, потому что Иисус сказал, что Его Отец по-прежнему работает (Ин. 5:17). Бог по-прежнему осуществляет контроль над миром и действует по провидению, даже если это может быть через ангелов, даруя Свои благословения (Рим. 8:28). Поэтому суббота не обязательно характеризуется полным бездельем, но прекращением «обычных дел предшествовавших шести дней» (Пинк). Когда Иисус исцелял в субботу, это было собственно Божьим делом, совершаемым из милости (Ин. 5:16, 17). Бог прекратил творить после того, как сотворил человека, как бы этим говоря: «Человек — венец Моего творения. Цель этого длительного процесса — приход свободного духа, носящего Мой образ и способного находиться в общении со Мной».

«Покой дня субботнего» был дан иудеям в качестве дня памяти их освобождения из Египта (Втор. 5:15). Заповедь о покое также напоминала о Божьем покое на седьмой день. Однако заявления субботников, что закон о покое есть нравственный закон и поэтому всегда в силе, не находит подтверждения в Писании. Стихи Втор. 5:14, 15 ясно говорят о том, что главная цель еженедельного соблюдения субботы — напоминать Израилю о его избавлении из египетского рабства. Кроме того, в Неем. 9:13, 14 сказано, что Бог на горе Синай «указал им святую [Его] субботу». Если Он дал им этот закон на горе Синай, это значит, что он не был нравственным законом, бывшим в силе со времени Эдемского сада.

Выражение «Ибо негде сказано» в стихе 4 означает не то, что автор не знал, откуда взят этот отрывок, а то, что это было распространённым выражением, означающим что-то вроде «как мы знаем» или «цитируя известные слова».

ОСТАЮЩИЙСЯ ПОКОЙ

У нас будет мир в душе, если мы будем твёрдо уверены в вечном «покое», который Бог приготовил для верных. Наш безумный и беспорядочный мир, конечно, понимает необходимость в таком мире. У христиан есть субботний покой без предписанной заповеди о еженедельном воздержании от труда. Удивительно, как некоторые стараются отстоять «христианскую субботу» как обязательную также и для нас, хотя она уже исполнена в духовном покое, который уже есть у христиан, и в обещанном вечном доме.

Ветхозаветный субботний покой был тенью покоя, получаемого по новому завету, точно так же, как ветхозаветные жертвы символизировали работу Христа. Придёт время, когда верные успокоятся от трудов своих, «как и Бог от Своих» (4:10). Наш покой будет соответствовать не только иудейскому субботнему покою, но и «Божьему покою». Однако идея проведения вечности праздно, в безделье, не является библейской точкой зрения о небесах. Возможно, мы будем чем-то заняты всю вечность, но мы не будем обременены. «Работа не есть проклятье, если выполняется из любви, ради получения радости от совершённой работы, ради чувства гордости от мастерства и ради блага тех, для кого она делается. Не иметь такой работы — вот истинное проклятие жизни» (Коттон).

«СТРАХ»

Писание содержит парадоксальное учение о страхе. Иисус говорит, чтобы мы не боялись (Ин. 14:27), и Павел увещевает Тимофея, говоря, что «дал нам Бог духа не боязни» (2 Тим. 1:7). С другой стороны, нам сказано: «Бога бойтесь» (1 Пет. 2:17; процитировано из Еккл. 5:7) и: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Фил. 2:12). В Псалтири мы часто встречаем упоминания о страхе перед Богом. В Прит. 9:10 сказано: «Начало мудрости — страх Господень». Иисус говорит: «Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19).

Мы должны бояться Бога с глубоким, почтительным благоговением и уважением. В Евр. 4:1 нас наставляют опасаться, как бы не упустить тот покой, который обещал Бог. Таким образом получается, что не всякий страх плох. В большинстве манускриптов с Новым Заветом греческое слово «бояться» — фобео от слова фобос, первое значение которого — «страх», но с оттенком почтительного благоговения. Действительно, совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18), но кто из нас может похвастаться совершенной любовью? Любому слабому, незрелому и недостаточно совершенному христианину по-прежнему необходимо чувство страха. Страх требуется, чтобы удерживать нас на тесном и узком пути (Мф. 7:14). Тем, кто близок к отступничеству, автор Послания к евреям говорит: «Страшно впасть в руки Бога живого» (10:31)! В 12:28 он побуждает учеников служить «с благоговением и страхом» (по-гречески одно слово, эулабейа). Мы не можем следовать за Богом без доли «фобии». Верно то, что многие люди не будут повиноваться Богу, пока не начнут бояться впасть в Его руки как нераскаявшиеся грешники. Мы надеемся, что их обращение к Богу по такому мотиву произведёт смиренные сердца, желание повиноваться и, наконец, любовь, которая искоренит необходимость в страхе в их сердцах.

«НЕ РАСТВОРЁННОЕ ВЕРОЙ»

Чтобы быть доверяющей, или живой, верой в глазах Бога, вера должна соединиться с послушанием. К тому времени, как израильтяне покинули Египет и начали своё путешествие в Ханаан, они уже познакомились с чудесными делами Бога и Его славой. Однако они остановились на его границе из-за «худого» отчёта об исполинах (Чис. 13; 14). Исполины, вне всякого сомнения, были крупнее невысоких израильтян, которые, будучи рабами в Египте, питались очень скудно. Рост врага поразил воображение Израиля и разрушил веру народа. С Богом рост не играет роли — только вера.

Вера должна проявляться делами послушания. Иначе это «мёртвая вера» (Иак. 2:17). Однако сама вера уже есть работа — работа, которую Бог предписал людям выполнять (Ин. 6:28, 29). Он не насаждает веру в наших сердцах с помощью чуда; но Он предоставил нам свидетельство в Своём Слове, которое, если мы слушаем и воспринимаем, производит веру (Рим. 10:17). Таким образом, дела, с помощью которых исключено обрести спасение, — это, как сказано в Еф. 2:8, 9 и Рим. 3:28, «дела закона», или дела, которыми человек может стараться заработать своё спасение. Так как заработать спасение невозможно из-за нашего несовершенства в жизни, мы должны полагаться на веру как средство спасения, помня, что вера есть работа, которую Бог предписал человеку выполнять ради обретения спасения (Ин. 6:29). Если человек ничего не делает, чтобы обрести спасение, то тогда почему Пётр говорит: «спасайтесь…» (Деян. 2:40)? Почему Павел советует христианам: «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» (Фил. 2:12)? Конечно, когда мы повинуемся Богу, Отец начинает работать через нас, но не принудительной силой, которая убивает нашу личную инициативу или устраняет нежелание повиноваться.

Мирские люди питаются материалистическими отбросами, часто не осознавая существования своей души и её потребностей. Несколько лет назад в малонаселённой местности Австралии были найдены тела трёх человек. Они умерли от голода, но их желудки были полны. Они питались растением, которое совсем не обладало пищевой ценностью. Эти пустяки, которыми дорожат люди, — мирской успех, научные достижения и богатство — бесполезны для питания души. Когда слышавшие евангелие умирают в грехе, то они с таким же успехом могли родиться в языческой стране, где Библия не разрешена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы должны предпринять все усилия, чтобы не опоздать войти в наш покой. Посему будем опасаться, примем Слово и получим пользу от Него, и давайте продолжим верить. Если мы отнесёмся со вниманием к этим трём повелениям (опасаться, слушать Слово и продолжать верить), то у нас будет Божий мир сейчас и Его покой — Его вечный мир — в вечности.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы