В марте 1954-го года Гленн Форд заключил свой третий контракт с кинокомпанией Columbia Pictures на пять фильмов в течение пяти лет. Первого проекта не пришлось долго ждать. В тоже самое время студия приобрела права на экранизацию свежеиспеченного романа Дональда Гамильтона “Дымная Долина” (Smoky Valley). В нём рассказывалось о ранчеро, который задумал жениться и, продав ранчо, уехать прочь от намечающейся войны за землю. Однако цена, предложенная местным скупщиком, крупнейшим землевладельцем в тех краях, оказывается низкой. Поэтому ранчеро не уезжает, а напротив становится во главе тех, кто противостоит скупщику.
Звучит знакомо? Да, подобные сюжеты даже в 50-е годы уже не были чем-то особенным. Фильм, побывав в процессе работы “Дымной Долиной”, “Грубым отрядом” и “Бандитами”, но в конце концов получивший название “Жестокие люди” (Violent Men), вполне мог стать заурядной картиной, очередной проходной “лошадиной оперой”. Но этого не случилось из-за тех, кто оказался причастным к его созданию.
Режиссерское кресло получил Рудольф Мате, в прошлом опытный оператор, работавший в индустрии кино еще с 1919 года. Он был хорошим знакомым Гленна Форда по покерному клубу, снимавшим его в “Гильде” (Gilda, 1946), и уже, будучи режиссером, поставившим “Зеленую перчатку” (Green Glove) с Фордом в главной роли. Мате умел отлично формировать кадр, причем как в интерьерах, так и на натуре. У него получалось впечатляюще передавать темные тона, так востребованные в нуаре. Поэтому “Жестокие люди” приобрели оттенки, обычно не свойственные вестернам. Наиболее захватывающие сцены - ночной рейд на ферму Джона Пэрриша и пожар на ранчо Уилкисонов. Снятые на сочный Technicolor, они играют всеми оттенками мрака.
Съемки проходили в Аризоне у старого Туксона на ранчо студии Columbia, а особо впечатляющие пейзажи были запечатлены в Лоун Пайнс, Калифорния, месте где до и после были сняты сотни других вестернов. Режиссеру и находившимся под его руководством операторам Говарду Грину и Бёрнету Жафрей удалось сделать, наверное, одни из лучших кадров в этой локации. Алабамские холмы (названные так золотоискателями, поддерживавшими Конфедерацию в годы Гражданской войны), на фоне которых происходит действие, выглядят величественными декорациями к душещипательной мрачной драме.
Сценаристом был Гарри Кляйнер. Его работу над романом Гамильтона можно оценить на отлично. Он никогда до этого не писал вестерны. Но имел хороший опыт с жанром нуар. Ему удалось отлично сработаться с Мате и отразить в сценарии все режиссерские задумки. Сильно сместив акцент на образ Марты Уилкисон, он сделал её даже более запоминающимся персонажем, чем героя Форда.
Роль Марты исполнила Барбара Стэнвик. В 1954 г она уже находилась в закате своей карьеры, и эта роль, пожалуй, последняя, в которой она блеснула как яркая звезда. По сюжету Марта замужем за Лью Уилкисоном, самым богатым землевладельцем в округе, не гнушающимся грязных методов стяжательства. Лью – инвалид, который может передвигаться только на костылях. Есть намеки, что он несостоятелен как мужчина. Марта мечтает избавиться от мужа и выйти за его младшего брата Коула. Эта мечта приводит её на кривую дорожку предательства и смерти.
У Гленна Форда фильм “Жестокие люди” оставил самые приятные воспоминания. Он считал его лучшим среди своих вестернов. Форд глубоко вошел в образ бывшего капитана армии Союза, которого ничего не держит кроме земли, с которой он намерен расстаться. Однако после смерти одного из его ковбоев, персонаж меняется. У него появляется цель: сделать так, чтобы все виновные понесли наказание. Действует он как настоящий военный: организует боевую операцию по уничтожению противника. Пожалуй, ни в одном другом вестерне Форд не играл так убедительно, как в “Жестоких людях”.
Отчасти это было связано с тем, во время этих съемок и Гленн и Барбара переживали тяжелейшие семейные драмы в реальной жизни. Гленн постоянно ссорился с Элеанор Пауэлл, его супругой с 1943-го года. Они часто жили раздельно. По словам сына Форда: “Судя по записям в дневнике моего отца, Барбара его очаровала. За несколько лет до создания «Жестоких людей» она развелась со своим вторым мужем, Робертом Тейлором. У Барбары и моего отца случился роман во время съёмок этого фильма. Они оба были одиноки и нашли взаимопонимание, которое я могу описать только этим словом. Роман, возможно, не совсем верный термин, но, безусловно, они стали очень близки друг другу. “
На фоне работ Стэнвик и Форда таланты других актёров несколько потерялись. Однако многие в этом фильме сыграли своих персонажей на отлично. Образ Лью Уилкисона в исполнении ветерана гангстерских фильмов Эдварда Робинсона получился цельным и гармоничным. Он привык командовать и бурлит от негодования, когда кто-то пытается ему перечить. Однако физическая беспомощность, постепенно лишает его авторитета. Старые методы перестают работать и его предают даже родные. Следует заметить, что Робинсон получил роль внезапно. Её должен был играть Бродерик Кроуфорд, запойный друг Гленна Форда. Однако, по официальной версии, он в самом начале съёмок свалился с лошади и приболел. По неофициальной – ушёл в запой. Робинсон почти не имел времени на подготовку, но замечательно справился с ролью.
Сыгравший Коула Брайн Кит сделал своего персонажа по-настоящему жестоким и бесчеловечным. Диана Фостер очень убедительная в роли дочери Уилкисонов, которая ненавидит родителей за то, что они творят. Ричард Джекел потрясающе харизматичен в классическом образе наёмного стрелка, одетого во всё черное.
После премьеры в январе 1955 г. пресса окрестила фильм “Маленьким Цезарем в кожаных штанах” (в честь главной звёздной роли Робинсона в гангстерской ленте “Маленький Цезарь”) и “Леди Макбет равнин” (в честь Барбары Стэнвик часто игравшей разных леди). Везде кинолента описывалась как первоклассное развлечение.
“Жестокие люди” это хороший пример, когда грамотная команда кинематографистов может сделать из банального романа произведение высшего класса. Чуть-чуть добавить “сенсационности” в сюжет, сместить акценты, сделать картинку сочной и мрачной – вот лишь некоторые ингредиенты успеха. Всё это помноженное на великолепную игру актёров, их работу с полной самоотдачей, дало один из лучших вестернов 1950-х.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
"Самый быстрый стрелок" (1956)