Найти тему
Злой дядька

Берестяные грамоты. Монашеская эпистола

На усадьбе А Троицкого раскопа в Великом Новгороде было найдено письмо монаха. Примерно время написание грамоты - 1100-1120 гг.

Берестяная грамота №605
Берестяная грамота №605

Текст с разбиением на слова

-2

Перевод на современный язык:

Поклон от Ефрема брату моему Исухии. Ты разгневался, не расспросив: меня игумен не пустил. А я отпрашивался, но он послал [меня] с Асафом к посаднику за медом. А пришли мы (двое), когда [уже] звонили. Зачем же ты гневаешься? Ведь я всегда у тебя (при тебе). А зазорно мне, что ты злое мне говорил. И [всё же] кланяюсь тебе, братец мой, хоть ты и такое говори. Ты мой, а я твой.

Это послание от одного монаха к другому, выдержанное в жанре литературной эпистолы.

Исоухин - это форма имени Исихий. Ефрем, Исихий и Иоасаф (Асаф) в средневековой Руси были преимущественно именами монахов.

Звонить могли к церковной службе, к трапезе или в вечевой колокол. В первых двух случаях, по монастырскому уставу, чернецы не имели права отлучаться из своей обители. Ефрем вернулся от посадника, когда звонили, и следовательно, не мог увидеться с Исихием.

Стиль письма выдаёт в авторе грамотного и интеллигентного человека. Единственный Ефрем, известный в Новгороде XII века - это монах Ефрем, ставший игуменом Юрьевского монастыря после Исайи. Его имя фигурирует в летописном списке новгородских архимандритов между именами Исайи и Дионисия. Исайя упоминается ещё в 1134 году. Дионисий поставлен в игумены в 1158 году. Если предположить справедливость идентификации, то время написание берестяной грамоты относится к времени игуменства Исайи.

Заключительная фраза ты еси мои, а ѧ твои явно представляет собой литературную формулу, причем по всей вероятности связанную с западноевропейской литературной традицией. Впрочем, аналог можно найти у Аввакума. В "Письме старице Каптелине" вступительная часть завершается так: Ну, вздыхай же и ныне о мне, да к всем матушкам тем обо мне бей челом: я твой, ты моя. Можно полагать, что данная формула жила в русской литературной традиции в течение многих веков.

Грамота содержит одно из очень ранних свидетельств существования на Руси церковного звона. Впрочем, не самое раннее: таковым следует считать летописное сообщение 1068 г. о том, что, взяв Новгород, Всеслав и колоколы съима оу святыя Софиє.

При написании поста автор активно использовал материалы сайта gramoty.ru.