Найти тему
Капитан A320

Авиация - самый безопасный транспорт? Или игры в статистику?

Все, абсолютно все знают - авиация самый безопасный транспорт! Но в то же время известна и такая фраза: "Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика!" Так чему верить? Действительно ли авиация самый безопасный транспорт? Оказывается, все зависит от того, какими параметрами мы будем оперировать. В данном случае статистика использует "количество смертей на пассажирокилометр-километр". И все получается очень красиво. А с точки зрения пассажира? А пассажиру абсолютно наплевать, сколько там миллионов человеко-километров навозили! И потому, предлагаю рассматривать не "сферического коня в вакууме", а вполне конкретный маршрут: Москва - Санкт-Петербург.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Для этого давайте возьмем следующие параметры:

1. Традиционный - количество смертей на 1 000 000 000 пассажирокилометров.

2. Реально волнующий пассажиров - количество смертей на количество часов проведенных в транспорте. Не важно на каком транспорте предстоит путешествие, если предстоит провести 10 часов в пути - интересен шанс выжить.

3. Не менее волнующий пассажиров - количество смертей на общее количество поездок. А это вообще самый честный параметр, неважно сколько времени пассажир проводит в транспорте и на какое расстояние при этом перемещается. Если сел в транспорт - хочется выйти живым.

И только я собрался пересчитывать всю статистику, к новым параметрам, как... нашел готовую. Правда она по Великобритании, но тем не менее, думаю принципиально пропорции те же во всем мире. К сожалению, я не нашел указаний, к какому количеству времени в пути и поездок относятся приведенные цифры.

Итак, по количеству смертей на 1 000 000 000 пассажирокилометров рейтинг выглядит так:

1. Авиация - 0,2.

2. Железная дорога - 0,6.

3. Автомобили - 3,1.

Вроде бы все верно? Самолет самый безопасный, как нам и обещали! Все здорово, но нужно помнить о скорости и пассажировместимости самолета. Всего один полет, а пассажирокилометров набирается о-го-го! Для нашего примера: расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга практически одинаково, что на самолете, что на автомобиле (и дорога кривая и самолет вынужден выполнять кривые схемы вылета и прибытия). А вот шанс разбиться на автомобиле (для одного человека, так как количество пассажирокилометров тут будет одинаковым) выше в 16 раз. Если же взять вместимость самолета в 160 человек, а автомобиля в 4 ( в 40 раз больше пассажирокилометров в самолете) - то шанс разбиться в автомобиле оказывается... в 2 раза ниже чем в самолете. Для одного человека. Странно, не правда ли... Не такой уж и самый безопасный...

Однако, если теперь посмотреть статистику по времени нахождения в пути, то рейтинг будет немного другим:

1. Железная дорога - 30.

2. Авиация - 31.

3. Автомобили - 130.

Оно вроде и логично, большинство людей (за исключением пилотов, машинистов, проводников и бортпроводников) проводят в автомобильном транспорте намного больше времени, чем в самолетах и поездах. А потому, при огромном количестве смертей в год (в сравнении с авиацией и железной дорогой), разница получается всего в 3-4 раза. Возьмем все тот же пример: время полета по маршруту Москва-Санкт-Петербург - 1 час, время в пути на автомобиле - 8 часов (для придирчивых - по бесплатной М10 от МКАД до КАД). При разнице в 4 раза получается что... вероятность разбиться на автомобиле выше в... 32 раза. Однако, это для одного человека. Если посадить в самолет 160 человек, а в автомобиль всего четверых, то разница в человекочасах будет - 160 против 32 - в 5 раз. Следовательно, вероятность гибели в автомобиле уже не в 32, в всего в 6 раз выше. Ну, тут хоть совпало - самолет безопаснее.

А теперь самое интересное - количество смертей в отношении к количеству поездок:

1. Железная дорога - 20

2. Автомобили - 40

3. Авиация - 117

Вернемся к примеру: Москва - Санкт-Петербург, это один полет или одна поездка. Однако шанс погибнуть в этой поездке на автомобиле НИЖЕ в 3 раза, чем на самолете. Неплохо? То-то и оно.

Специалист по статистике (Изображение из открытых источников)
Специалист по статистике (Изображение из открытых источников)

Так какой отсюда следует вывод? Да очень простой, на мой взгляд. "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет". От судьбы не уйдешь и включение паранойи, при выборе способа перемещения из точки А в точку Б, приведет только к нервным расстройствам. Есть другие критерии выбора и ими и надо пользоваться. А статистика... Недаром она стоит не просто после "лжи", а после "наглой лжи" в цитате, с которой я начал. Это такая штука, которую можно вывернуть в любую удобную сторону. Проще наплевать и забыть. И получать удовольствие от любой поездки.

Расслабьтесь! (изображение из открытых источников)
Расслабьтесь! (изображение из открытых источников)

P.S. Безусловно, как и любой человек, попытавшийся применить статистические данные в нужном для себя ключе, где-то я истолковал эти данные неверно. Возможно даже нагло сжухлил. Жду комментариев.

Больше статей - тут!