Все, абсолютно все знают - авиация самый безопасный транспорт! Но в то же время известна и такая фраза: "Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика!" Так чему верить? Действительно ли авиация самый безопасный транспорт? Оказывается, все зависит от того, какими параметрами мы будем оперировать. В данном случае статистика использует "количество смертей на пассажирокилометр-километр". И все получается очень красиво. А с точки зрения пассажира? А пассажиру абсолютно наплевать, сколько там миллионов человеко-километров навозили! И потому, предлагаю рассматривать не "сферического коня в вакууме", а вполне конкретный маршрут: Москва - Санкт-Петербург.
Для этого давайте возьмем следующие параметры:
1. Традиционный - количество смертей на 1 000 000 000 пассажирокилометров.
2. Реально волнующий пассажиров - количество смертей на количество часов проведенных в транспорте. Не важно на каком транспорте предстоит путешествие, если предстоит провести 10 часов в пути - интересен шанс выжить.
3. Не менее волнующий пассажиров - количество смертей на общее количество поездок. А это вообще самый честный параметр, неважно сколько времени пассажир проводит в транспорте и на какое расстояние при этом перемещается. Если сел в транспорт - хочется выйти живым.
И только я собрался пересчитывать всю статистику, к новым параметрам, как... нашел готовую. Правда она по Великобритании, но тем не менее, думаю принципиально пропорции те же во всем мире. К сожалению, я не нашел указаний, к какому количеству времени в пути и поездок относятся приведенные цифры.
Итак, по количеству смертей на 1 000 000 000 пассажирокилометров рейтинг выглядит так:
1. Авиация - 0,2.
2. Железная дорога - 0,6.
3. Автомобили - 3,1.
Вроде бы все верно? Самолет самый безопасный, как нам и обещали! Все здорово, но нужно помнить о скорости и пассажировместимости самолета. Всего один полет, а пассажирокилометров набирается о-го-го! Для нашего примера: расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга практически одинаково, что на самолете, что на автомобиле (и дорога кривая и самолет вынужден выполнять кривые схемы вылета и прибытия). А вот шанс разбиться на автомобиле (для одного человека, так как количество пассажирокилометров тут будет одинаковым) выше в 16 раз. Если же взять вместимость самолета в 160 человек, а автомобиля в 4 ( в 40 раз больше пассажирокилометров в самолете) - то шанс разбиться в автомобиле оказывается... в 2 раза ниже чем в самолете. Для одного человека. Странно, не правда ли... Не такой уж и самый безопасный...
Однако, если теперь посмотреть статистику по времени нахождения в пути, то рейтинг будет немного другим:
1. Железная дорога - 30.
2. Авиация - 31.
3. Автомобили - 130.
Оно вроде и логично, большинство людей (за исключением пилотов, машинистов, проводников и бортпроводников) проводят в автомобильном транспорте намного больше времени, чем в самолетах и поездах. А потому, при огромном количестве смертей в год (в сравнении с авиацией и железной дорогой), разница получается всего в 3-4 раза. Возьмем все тот же пример: время полета по маршруту Москва-Санкт-Петербург - 1 час, время в пути на автомобиле - 8 часов (для придирчивых - по бесплатной М10 от МКАД до КАД). При разнице в 4 раза получается что... вероятность разбиться на автомобиле выше в... 32 раза. Однако, это для одного человека. Если посадить в самолет 160 человек, а в автомобиль всего четверых, то разница в человекочасах будет - 160 против 32 - в 5 раз. Следовательно, вероятность гибели в автомобиле уже не в 32, в всего в 6 раз выше. Ну, тут хоть совпало - самолет безопаснее.
А теперь самое интересное - количество смертей в отношении к количеству поездок:
1. Железная дорога - 20
2. Автомобили - 40
3. Авиация - 117
Вернемся к примеру: Москва - Санкт-Петербург, это один полет или одна поездка. Однако шанс погибнуть в этой поездке на автомобиле НИЖЕ в 3 раза, чем на самолете. Неплохо? То-то и оно.
Так какой отсюда следует вывод? Да очень простой, на мой взгляд. "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет". От судьбы не уйдешь и включение паранойи, при выборе способа перемещения из точки А в точку Б, приведет только к нервным расстройствам. Есть другие критерии выбора и ими и надо пользоваться. А статистика... Недаром она стоит не просто после "лжи", а после "наглой лжи" в цитате, с которой я начал. Это такая штука, которую можно вывернуть в любую удобную сторону. Проще наплевать и забыть. И получать удовольствие от любой поездки.
P.S. Безусловно, как и любой человек, попытавшийся применить статистические данные в нужном для себя ключе, где-то я истолковал эти данные неверно. Возможно даже нагло сжухлил. Жду комментариев.
Больше статей - тут!