Найти тему
газета "ИСТОКИ"

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭЗИИ

Когда мы касаемся самых начал человеческой истории, имя поэта всегда встает перед нами если не как непосредственного участника тех событий, то очевидца.

Порукой тому участь Орфея, Бояна, Гомера и многих бесчисленных сэсэнов, акынов, скальдов и других поэтов, из уст которых в наши сердца вошла пусть не совсем понятная и бессвязная, но уж какая есть история человеческих начал.

И если мы поверим им на слово, а не верить значит обрушить всю человеческую историю с самого основания, то были поэты посредниками между богами и людьми, они несли людям слово божье.

1.

Рассматривая в таком случае направление потоков информации, мы можем увидеть роль поэтов как тех, кто непосредственно влиял на судьбы людей путем прославления одних и поругания других способов проживания жизни. Понятно, что всякому хочется быть Урал-батыром или Одисееем, и никому не хочется быть Терситом или Шульгеном. И это еще один довод в пользу существования богов, во благо которым и производилась подобная селекция. Впрочем, это не входит в поле осмысления данной статьи.

То есть задача поэта была информирование населения о стратегиях жизни и о том, каким образом жить нельзя и как можно и достойно.

Странным образом эти задачи поэта сохранялись вплоть до последнего времени. К примеру, что такое советская поэзия как не понятая именно таким, хотя и достаточно примитивным образом цель внушить читателям – туда не ходи, снег башка попадет.

Обаяние рифмованной речи давало тепло и нежность этим вполне бесчеловечным и наглым способам управления человеческими судьбами.

Именно поэтому в историческое время сама фигура поэта выросла до божественных масштабов как олицетворение стратегии жизни, которая стояла за ней. Байрон, Пушкин, Лермонтов, Блок, Гумилев… Этот ряд можно продолжить, и главное в этом фигура поэта как пример и возможность достойной жизни для каждого человека. То есть если раньше пример находился вне поэта, примерами успешных стратегий были боги и герои, то в относительно недавнее время примером стала судьба самого поэта. При этом сам поэт вполне мог быть свободен от своих деклараций, что хорошо продемонстрировал нам Пушкин:

Пока не требует поэта

к священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света

он малодушно погружен.

Но если наблюдаемая нами тенденция продолжится, то следующим этапом должно стать погружение примера, стратегии жизни в самого поэта, в его жизнь и судьбу, полное подчинение поэзии. Соотношение здесь не как между рабом и хозяином, а как между компьютером и программным обеспечением.

Раб полностью подчинен хозяину, ненавидит его и боится, но вынужден подчиниться. Зато компьютер боготворит свое программное обеспечение, без которого он был бы просто мертвой железякой, даже если бы он призывно мигал огоньками.

2.

Итак, что же такое поэзия и почему ее обожествляют люди?

Рассмотреть этот вопрос лучше всего с… животных. Для человека животное выделяется из природы тогда и только тогда, когда оно проявляет некие характерные черты – верность, смелость, ум и так далее. Когда животное вполне себе прагматично, то есть спит когда надо спать и ест когда надо есть, не говоря о том, чтобы убегать, когда грозит опасность, то оно для нас не выделяется из живой природы.

Соответственно, и люди нам интересны в том случае, когда они ведут себя согласно той или иной стратегии. Кому интересно то, что выдающийся злодей на самом деле нежный отец или пылкий любовник? Нам не нужна его полнота бытия, нам нужен он только в минуты наибольшего напряжения сил.

Точно так же и герой нам мало интересен в минуты, когда собирает марки или посещает домик на отшибе. Нам важен его способ проживания, который мало доступен другим людям.

Причем же тут поэзия? При том, что она дает чистейший образец для подражания и избавляет от душевных мук. Именно поэзия дает человеку идеальный способ проживания этой жизни.

Представим себе человека, который видит перед собой предмет своего давнего увлечения. В этот момент он может испытывать целую гамму чувств – он может быть просто голоден, он может испытывать неудобство от того, что у него тесные ботинки и так далее, и так далее. Но поэзия дает ему возвышенный пример:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

В результате банальный эпизод жизни становится высоким судьбоносным актом, человек возвышается над презренной прозой жизни, приобщаясь к миру высоких чувств, миру богов.

Что было бы, если бы он испытал иные чувства – от смятения до желания физически навредить объекту своих вновь вспыхнувших чувств? Ведь на самом деле он их и испытывает! Представим себе процессор компьютера, который одновременно получает массу противоречивых команд. Он просто зависнет, перегреется и в конечном итоге сломается.

Не такова ли участь людей, которые не умеют справиться со своими проблемами? Противоречивость существования, неумение выбрать что-то одно и твердо его держаться приводит людей к алкоголизму, наркомании, трудоголизму и другим способам забыться и приблизить разрушительницу наслаждений и разрушительницу собраний.

Такова участь людей, которые по тем или иным причинам отвергли поэзию как стратегию жизни, не смогли отыскать в ней высокий пример для своей жизни.

При этом мы видим, что Поэзия дает высокий выход из ситуации, выход, в котором энтропия уменьшается, когда растет божественное в человеке.

3.

Однако обычных людей достаточно много, они слабы, капризны и хотят от жизни наслаждений, а уж никак не высокого напряжения сил. Это их выбор и с ним приходится считаться. Что же для них предложила культура, поскольку именно культура управляет судьбами людей? Ответом на чаяния тех, кто сдался, но быстро умереть не может, и стало общество потребления.

Но поскольку общество потребления не может существовать на традиционных основаниях, и его герой – маленький человек, то его жизнь следовало наполнить бурными событиями во благо всего общества.

Такими событиями стала для него душевная травма вполне себе по Фрейду. Именно она стала той стратегией, которая ведет по жизни маленького человека массовой культуры.

Сломал ли человек ноготь или его изнасиловали в детстве, бросила его девушка или мама слишком строго посмотрела на него в пятом классе – все становится тем самым фильтром, сквозь который человек смотрит на жизнь. Снова и снова возвращается он к этой травме, снова и снова переживает он свою никчемность, чтобы избавиться от нее на время конечно, путем совершения экономических транзакций – той или иной покупки. Для героев и злодеев не существует экономики, для маленького человека существует только экономика как единственный способ забыться от ужаса современного ему мира. И когда душевная травма ослабевает, начинает рушиться экономика, счастливый человек не нуждается в ней, в раю не было никакой экономической деятельности.

Вот почему современное общество не нуждается в счастливых людях и всячески их притесняет. Поэтому современному обществу и не нужны поэты. Зато ему нужны террористы, которые увеличивают степень травмированности общества и тем самым повышают его жизнеспособность.

Парадокс в том, что экономическая деятельность ведет к тому, что человек так или иначе становится счастлив, разрушая основы существования общества. И тогда оно снова и снова порождает несчастного маленького человека, который хочет избавиться от своих проблем.

4.

Если в мире существуют миллионы стихов, зачем писать новые, напрягая ум и расходуя душевные силы? Если верна тенденция, о которой сказано выше, то теперь поэзия должна вселиться в человека, побуждая его совершенствоваться таким образом, чтобы он проживал свою жизнь, совершенствуя самого себя. Поэзия таким образом становится обратной связью между поведением человека и той стратегией, которую он нащупывает всю свою жизнь. И тогда стихи становятся его личным мифом, его историей и его планом будущего. Тогда человек может избавится от своих мелких страхов и вместе с тем он может созидать эту жизнь на новых, разумных и достойных началах. И жизнь снова воссияет и будет прославлена в веках.

Айдар ХУСАИНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!