Найти тему
Алексей Коновалов

Самые первые упоминания о русских в мировой литературе.

Миниатюра из Радзивиловской летописи. Здесь изображён эпизод нападения русских кораблей под предводительством Аскольда и Дира на Константинополь. Патриарх  Фотий прополоскал ризу святой Богородицы в Чёрном море, после чего поднялась буря, и атака не удалась. Аскольд и Дир после этого приняли крещение.
Миниатюра из Радзивиловской летописи. Здесь изображён эпизод нападения русских кораблей под предводительством Аскольда и Дира на Константинополь. Патриарх Фотий прополоскал ризу святой Богородицы в Чёрном море, после чего поднялась буря, и атака не удалась. Аскольд и Дир после этого приняли крещение.

Здравствуйте. С вами Алексей Коновалов, диванный эксперт, как и вы, изучающий историю по интернету.

Помните мою статью, где я упоминал некоего монаха Велизария, придуманного фолк-хисториками, чтобы доказать существование неких православных нехристиан? Кто забыл, ссылка на статью здесь. Не буду цитировать этот отрывок, встречающийся только на фолк-исторических сайтах, смысл в том, что там описывается быт "русинов" аж в Vl веке! Хотелось бы верить в существование русов в этом временном отрезке, беда в том, что это не исторический документ.

Есть, кстати, и исторический документ. В конце XlX века в Тифлисском церковном музее была найдена рукопись "Осада Константинополя русскими в 626 году и поход Ираклия на Персию". Она была извлечена из грузинского пергаментного манускрипта, написанного, предположительно, в 1042 году церковным деятелем Георгием Мтацминдели. Русский перевод текста был опубликован в журнале "Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа"№27 за 1900 год. Одна из глав этого текста называется "Осада Константинополя скифами, кои суть русские". Георгий Мтацминдели писал, что перевел эту книгу с какого-то греческого текста, находясь в Афонском Иверском монастыре. Возможно, византийский летописец назвал объединённое аваро-славянское войско скифами, учитывая страсть ромейских летописцев к архаизмам, вспомним хотя бы, как Лев Дьякон называл воинов князя Святослава тавроскифами, а болгар мисянами. Мтацминдели поясняет своим современникам, что те скифы, напавшие на Константинополь, на самом деле русские, хотя конечно, весьма сомнительно, что в VII веке существовали русские, русы или росы.

А далее, дорогие друзья, я хочу предоставить вашему вниманию самые первые исторические свидетельства о русах и росах.

Гомилии 3, 4 патриарха Фотия. 866 год.

Когда в Константинополь пришла весть о нападении русского флота под предводительством киевских начальников Аскольда и Дира, патриарх выступил с гомилиями(проповедями) к пастве:

"Что это? Что за гнетущий и тяжкий удар и гнев? Откуда обрушилась на нас эта страшная гроза гиперборейская? Что за сгустившиеся тучи горестей, каких осуждений суровые скрежетания исторгли на нас эту невыносимую молнию? Откуда низвергся этот нахлынувший сплошной варварский град — не тот, что срезает пшеничный стебель и побивает колос, не тот, что хлещет по виноградным лозам и кромсает недозревший плод, и не ломающий стволы насаждений и отрывающий ветви — что часто для многих бывало мерой крайнего бедствия, — но самих людей тела плачевно перемалывающий и жестоко губящий весь род [человеческий]?..."
"...Горе мне, что вижу народ жестокий и дикий безнаказанно обступившим город и грабящим пригороды, все губящим, все уничтожающим — поля, жилища, стада, скот, жен, детей, стариков, юношей — все предающим мечу, не слушая никаких воплей, никого не щадя. Погибель всеобщая! Как саранча на ниву и как ржа на виноградник, точнее — как вихрь, или буря, или ураган, или не знаю что еще, обрушившись на нашу землю, он погубил целые поколения жителей. "...
"...Народ незаметный, народ, не бравшийся в рассчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость [в качестве] оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы и будто полевой зверь объел как солому или ниву населяющих эту землю..."

В этом произведении не называется название народа, напавшего на Константинополь, но в метафоре "страшная гроза гиперборейская" всё сказано.

Святитель Георгий Амастридский.
Святитель Георгий Амастридский.

Житие святого Георгия Амастридского. 842 год.

Агиография (житие святых)—один из самых распространённых литературных жанров Византии. Академик Василий Григорьевич Васильевский (1838—1899), переводивший и исследовавший текст "Жития святого Георгия Амастридского", высказывался о хронологической близости написания Жития к описываемым событиям 842 года и о достоверности нападения русов на Амастриду. Также он обращает внимание на то, что русов автор Жития называет народом, всем известным.

"Было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они—этот губительный и на деле и по имени народ, начал разорение от Пропонтиды, и, посетив прочее побережье, достигли, наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но против всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыня оскверняется: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее свою силу. Убийство девиц, мужей и жён; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять. Лугам, источникам и деревьям воздаётся поклонение. Верховный Промысл допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль.

Но однажды, ворвавшись в очередной храм, наши предки собрались разрушить гробницу святого Георгия Амастридского, считая, что там спрятаны сокровища. Но когда они собрались сделать это, всех наших соотечественников, находившихся в этот момент в храме, парализовало. Пленный грек объяснил, что необходимо уверовать в настоящего Бога, тогда здоровье обязательно вернётся. После всенощного бдения в храме утраченное здоровье вернулось к беднягам. Русы заключили мир с ромейцами, и перестали убивать и грабить.

Бертинские анналы. 839 год.

Бертинские анналы—собрание летописей монастыря святого Бертина, охватывающих период с 830 по 882 годов. Под 839 годом описывается пребывание греческих послов отправленных византийским императором Феофилом (годы жизни 813—842, императорства 829—842) в город Ингельгейм, в резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого (годы жизни 778—840, императорства 813—840). Среди послов были представители загадочного народа Рос

Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, а именно: Феодосия, халкедонский митрополит – епископ , и Феофаний, спафарий, везя императору письмо с достойными дарами. Император с почетом принял послов 18 мая в Ингельгейме. Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными; также сообщалось о милости и ликовании во господе вследствие побед, которые он [Феофил] одержал, воюя против чужих народов; за них он призвал императора и его подданных по-дружески воздать благодарность подателю всех побед. Он также послал с ними неких [людей], которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король, по имени хакан , послал их к нему [Феофилу], как они заявляли, дружбы ради. Он [Феофил] просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опасаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия, император узнал, что они из народа свеонов, и решил, что они являются скорее разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы; он счел нужным задержать их у себя до тех пор, пока не сможет истинно узнать, пришли ли они честно туда или нет. Он сразу же сообщил об этом Феофилу через его упомянутых послов и в письме, и что их [росов] он охотно из любви к нему принял, а также, если окажется, что они заслуживают доверия, им будет предоставлена возможность вернуться безопасно на родину; они будут отправлены, причем им будет оказано содействие; в противном случае они будут направлены к лицу его вместе с нашими посланцами, чтобы он сам решил, что с такими должно сделать.а не сможет истинно узнать, пришли ли они честно туда или нет.

По мнению большинства исследователей, страна росов в IX веке находилась в Среднем Поднепровье, однако Людовик опасался скандинавов, которые во времена его правления неоднократно совершали набеги на франкскую империю, поэтому решил повнимательнее присмотреться к таинственным гостям.

В этом отрывке также говорится о короле росов, который зовётся хакан. Во многих письменных источниках русские князья назывались каганами. Этот титул был заимствован у хазар и политически направлен против хазар.

Насчёт ужаснейших варварских племён, отличавшихся безмерной дикостью, с которыми очень не хотели встретиться русские послы по дороге домой, советский историк Михаил Илларионович Артамонов (1898—1972) высказывал предположение,что посольству росов из Константинополя помешало вернуться вторжение в район Среднего Поднепровья венгерских племен.

Итак, самое первое упоминание о русских встречается в Бертинских анналах под 839 годом. Так что, если увидите где-нибудь сведения о русах, описывающие период ранее этой даты, то это, к сожалению, досужие домыслы, или, возможно, ошибка перевода.

На этом всё на сегодня. До свидания. Будьте здоровы, берегите себя и своих близких.