Каких только посетителей я не повидал за годы работы в музее. Вот, например, вчера какой-то художник предлагал мне свои картины. Точнее, не мне, а нашему музею.
Но я, честно говоря, сомневаюсь, что они имеют какую-либо ценность, хоть гость и утверждал, что в его руках тот самый «Портрет женщины», который пропал в одной из итальянских картинных галерей 23 года назад.
Чтобы вы понимали, «Портрет женщины» – полотно не то что бы очень старое – швейцарский художник Густав Климт написал его всего чуть более века назад, в 1916-1917 году. Да и, по моему скромному мнению, другим работам более известных портретистов оно уступает. Вот сравните хотя бы с Джокондой. Но, тем не менее, именно эта картина была на втором месте в списке самых дорогих и разыскиваемых предметов искусства Италии. И это далеко не единственный интересный факт в этой истории.
Практически с момента своего создания, с 1925 года, картина успешно хранилась в личной коллекции Джузеппе Риччи Одди – богатого коллекционера, проживавшего в городе Пьяченца. Перед смертью он завещал все свое собрание предметов искусства не какому-нибудь родственнику, а городу. Так «Портрет» стал самым ценным экспонатом местной галереи, получившей имя усопшего коллекционера.
Новый виток в этой истории пришелся на 1996 год, когда внезапно открылись подробности создания этого шедевра. Оказалось, что под верхним слоем краски скрывается более старое полотно Климта, без вести пропавшее в 1912 году. Это был также портрет, но другой девушки, но кого именно – неизвестно. Впрочем, однозначно неясно и то, кого художник изобразил поверх старого полотна.
Вся эта история вызвала большой интерес к картине, и в честь этого решили организовать выставку, причем не в «родном» для нее здании картинной галереи, а в старом дворце – здесь же, в городе. Сама же галерея на это время закрыла свои двери на ремонт. Сигнализацию отключили, помещения открыли для рабочих, а большую часть экспонатов, в том числе и «Портрет», решили вывезти, чтобы не испортить.
В самом разгаре ремонта, в феврале 1997, знаменитую картину видели в последний раз. Быстро организованные полицией поиски не увенчались успехом: им удалось обнаружить лишь раму от потерянного шедевра, которая была брошена на крыше здания. Позже с представителями картинной галереи Пьяченцы не раз связывались в попытках вернуть найденный шедевр, но каждый раз это были лишь подделки различной степени точности.
Развязку эта история получила столь же неожиданно. В декабре 2019 года приглашенный сотрудник чистил стены здания от сильно разросшегося плюща и обнаружил железную дверь неизвестного назначения. За ней-то, завернутый в обычный черный мешок для мусора, и хранился шедевр стоимостью 66 млн. долларов. По всей видимости, преступники припрятали ее на время и планировали вынести позже, но поднятая в галерее шумиха не позволила им вернуться и завершить начатое.
Правда, сперва эта находка, как и все предыдущие, была подвергнута серьезным сомнениям – слишком уж хорошо сохранилось полотно, особенно, если учитывать условия, в которых оно пребывало. Однако уже в январе 2020 экспертиза однозначно показала, что в галерею действительно вернулся оригинал, пропавший 23 года назад.
Вам понравится:
〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰
Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!