В 2015-2016 годах индустрия скинов из CS:GO была на пике. Именно в это время открывались самые популярные сайты по покупке/продаже скинов, а также куча различных рулеток, слотов и прочих азартных развлечений с пушками из шутера. Видимо, примерно в это время известные комики Александр Ревва и Михаил Галустян вложились в фирму «Эйс Гейминг», которая помимо прочего создала сервис по обороту скинов.
Как сообщил Telegram-канал Mash, сайт от этой компании осуществлял торговлю скинами, ящиками, ключами и другими вещами из CS:GO. Галустян и Ревва – в числе учредителей «Эйс Гейминг», у них 20 и 5 процентов от фирмы соответственно.
Вложение оказалось провальным. По информации Mash, лишь за прошлый год компания потерпела убытки в 2,4 млн рублей. При этом фирма работала в минус с самого запуска в 2016 году. Судя по всему, этот сервис, как и многие другие, попал под каток Valve, которая в середине 2016-го стала бороться со сторонними сайтами, использующими скины.
Сейчас найти информацию о сервисе почти невозможно, так как сам сайт уже недоступен, а последняя активность в VK-группе датирована 2017-м годом. Но ресурсы для продажи скинов не были единственным проектом компании Галустяна и Реввы. В декабре 2019 года «Эйс Гейминг» запустила приложение дополненной реальности для iOS и Android, где можно устроить выступление звезд российского шоу-бизнеса прямо на полу своей квартиры. Среди знаменитостей – Филипп Киркоров, Сергей Жуков, Смешарики и сам Михаил Галустян.
Как работает бизнес со скинами?
Мы запросили комментарий у эксперта по трейду скинов под ником Antey:
«[Прибыль в бизнесе] зависит от оборотов и подходов. Сейчас подниматься с нуля в несколько десятков раз труднее, чем пару-тройку лет назад. Показательный пример: многие трейдеры-блогеры раньше делали видео по типу «с ключа до ножа за 5 часов» – вкладывая всего $2,5, делали за день $50, а потом с $50 могли сделать за несколько часов $500 и так далее.
Сейчас же такой заработок просто невозможен. Особенно в такие сроки. Обычный трейдер не может взять скин и продать его выгоднее, потому что есть 7-дневный бан.
У обычных игроков интерес [к скинам] никогда особо не падал. Он только вырос, когда CS очень активно вышел на китайский рынок. Китайские коллекционеры стали массово играть в CS и собирать дорогущие частные коллекции с редкими скинами.
Введение 7-дневного бана стало очень сильным ударом. Можно сказать, что трейд в CS несколько месяцев был в состоянии клинической смерти. Сейчас он как инвалид, который восстановился после войны, но многие функции потеряны навсегда. Если бы не сайты для обмена скинами, трейд бы давно умер.
У трейдинг-сайтов все работает на комиссии. У них есть часть прибыли от продажи скинов, но, насколько я знаю, это не так важно. Сайты предоставляют услуги и берут за это небольшую комиссию, а люди могут зарабатывать, пользуясь сервисами: искать на аукционе скины, которые принесут прибыль, обменивать или покупать и продавать другим пользователям скины с доплатой за наклейки, флоат, паттерн и другие детали. Короче: сайтам-сервисам хорошо всегда, пока есть интерес к скинам и спрос.
Трейдерам же куда сложнее. Их все изменения бьют прямо в лицо, а не косвенно, как сайты. Трейд бан делает задержку между покупкой и продажей 7 дней вместо 10 минут. За 7 дней может случиться все, включая падение цены на ваши активы, закупленные скины. Сейчас трейдить можно и спокойно можно на этом зарабатывать, но это стало куда сложнее. Чтобы поднимать бабло нужно вертеться как уж, придумывать более изощренные схемы, искать на сайтах каждую лазейку и лучший способ, параллельно выглядывая на маркете в стиме и на трейд-реддите идиотов, готовых продать вам сокровище по цене мусора.
Но я честно не знаю, что именно было у Галустяна и Реввы, и как можно было умудриться в этом деле за три года не выйти даже в 0».
* * *
Судя по всему, истинную причину неудачи сайта со скинами от комиков мы никогда не узнаем. Как минимум странно, что два успешных и влиятельных человека так сильно провалились в такой популярной сфере.