Найти в Дзене

Войны распавшейся Советcкой империи: я не знаю, зачем и кому это нужно...

Тема для данной заметки возникла вроде и случайно, но и на самом деле, не случайно. Вообще-то я поехал смотреть музей-усадьбу Мураново, которой длительное время владели семьи поэтов Боратынского и Тютчева. Но, как говорят некоторые российские блогеры: пошел в лес по грибы, а нашел заброшенную ракетную часть. Так получилось и тут: поехал смотреть старинную усадьбу, а наткнулся на артефакты недавнего советского прошлого и нашей современности. Ну а так как человек я с обширным гуманитарным бэкграундом, то есть изучал историю, мифологию и культурологию различных стран и народов, то могу осмыслить увиденное, исходя из этих знаний. Итак…

-2

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые.

Его позвали всеблагие

Как собеседника на пир.

(Ф.И. Тютчев, «Цицерон»)

Обелиск у музея-усадьбы Мураново в память о павших в Великой Отечественной войне.
Обелиск у музея-усадьбы Мураново в память о павших в Великой Отечественной войне.

Как известно, в СССР многие десятилетия широко практиковался культ павших героев: сначала тех, кто погиб в Гражданскую войну после двух революций 1917 года, а затем – жертв Второй мировой войны, которая в пост-советских странах до сих пор обычно называется Великой Отечественной войной. Вернее, так (ВОВ) называется та ее часть, которая сознательно была вычленена советскими пропагандистами из Второй мировой войны, чтобы прикрыть фиговым листком факты сотрудничества сталинского СССР и гитлеровской Германии, оккупации советскими войсками трех прибалтийских республик, Зимней войны против Финляндии, четвертого раздела Польши и т.д.

Советский слоган о героях ВОВ на Дворце Республики в Минске.
Советский слоган о героях ВОВ на Дворце Республики в Минске.

Материальными проявлениями этого культа являются многочисленные мемориалы, обелиски и памятники, которые можно встретить буквально на каждом шагу на всем пост-советском пространстве и в бывшей зоне влияния СССР, включая прежде всего страны Восточной Европы.

-5
Культ героев в наши дни в России. Памятный знак в подмосковном Ашукино в честь создателя Софринской бригады Ю.В. Шаталина. Внутренние войска МВД (пресловутые ВВ-шники) выполняют множество действительно нужных стране задач. Но и стоять в оцеплении во время акций протеста, когда ОМОН месит и тащит в автозаки таких же, как они граждан, - тоже их задача.
Культ героев в наши дни в России. Памятный знак в подмосковном Ашукино в честь создателя Софринской бригады Ю.В. Шаталина. Внутренние войска МВД (пресловутые ВВ-шники) выполняют множество действительно нужных стране задач. Но и стоять в оцеплении во время акций протеста, когда ОМОН месит и тащит в автозаки таких же, как они граждан, - тоже их задача.
Беслан.
Беслан.

В любом случае, подвиг советского народа в той войне действительно бессмертен, как до сих пор пишут в слоганах на крышах домов в Республике Беларусь – самом ярком осколке бывшей Советской империи. Другое дело, что, как совершенно справедливо говорит сатирик Михаил Жванецкий: - Подвиг одного – это всегда преступление другого. Именно это преступление советских чиновников перед своим народом во время Второй мировой войны и призваны скрыть все эти лицемерные «триумфальные» парады победы, которые, увы, продолжаются в России буквально до нынешних дней. Культ «Дня Победы» на самом деле скрывает огромные жертвы народа, реальные масштабы которых до сих пор не принято афишировать в официальной среде.

Военный памятник БРДМ-2 в Ашукино. Эта боевая разведывательно-дозорная машина – буквально хрестоматийный пример использования неплохой современной бронетехники исключительно во вред всем участникам боевых конфликтов. Применялась во время операции «Дунай» (подавление восстания в Чехословакии в 1968 году), войны Судного дня 1973 года между Египтом и Израилем, Афганской войны (1979-1989), войн в бывшей Югославии (1991-1995), событий в Москве в октябре 1993 года, Чеченских войн (1994-1996, 1999-2009), войны между Грузией и Россией за Южную Осетию (2008), войны в Ливии (2011), войны между Украиной и Россией за Донбасс (с 2014).
Военный памятник БРДМ-2 в Ашукино. Эта боевая разведывательно-дозорная машина – буквально хрестоматийный пример использования неплохой современной бронетехники исключительно во вред всем участникам боевых конфликтов. Применялась во время операции «Дунай» (подавление восстания в Чехословакии в 1968 году), войны Судного дня 1973 года между Египтом и Израилем, Афганской войны (1979-1989), войн в бывшей Югославии (1991-1995), событий в Москве в октябре 1993 года, Чеченских войн (1994-1996, 1999-2009), войны между Грузией и Россией за Южную Осетию (2008), войны в Ливии (2011), войны между Украиной и Россией за Донбасс (с 2014).

Но вернемся к культурологии как таковой. В истории человечества культ павших героев – один из самых распространенных и самых глубоко утвердившихся в народной памяти. Наиболее яркий пример проявлений такого культа – легендарная поэма «Илиада» дреневнегреческого поэта Гомера о еще более древней войне части греков против жителей Малой Азии – конкретно супер-мощного города Трои. Как известно, долгое время считалось, что это чистой воды героический эпос, не имеющий никакого отношения к реальности. Однако немецкий предприниматель и ученый-любитель Генрих Шлиман, первым раскопавший Трою за счет личных средств, доказал, что город этот вполне реальный, как и война против него.

Прямо у станции подмосковных электричек «Ашукинская» расположена часовня во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», построенная в 2007 году в память о погибших военнослужащих Софринской бригады ВВ МВД РФ (ныне 21-й бригады нацгвардии РФ).
Прямо у станции подмосковных электричек «Ашукинская» расположена часовня во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», построенная в 2007 году в память о погибших военнослужащих Софринской бригады ВВ МВД РФ (ныне 21-й бригады нацгвардии РФ).

Древние греки примерно на 2000 лет опередили в своей стадии развития другие индоевропейские народы, такие как кельты, германцы, славяне и пр. Именно с периодом эпоса «Илиады» ученые сопоставляют период раннего средневековья, зафиксированный в ирландских и скандинавских сагах и славянских былинах. Это все тот же героический эпос, который прославляет павших героев древности. Конечно, герои при этом сильно приукрашиваются, приобретая черты буквально святых людей, однако сами сюжеты эпоса берутся из более чем реальных событий.

-10
Здесь же находится мемориал и аллея памяти десантникам, погибшим на Северном Кавказе (построены в 2013 году на 25-летие создания Софринской бригады). Тут летними вечерами местные жители предаются возлияниям. Конечно, можно возмущаться: типа, вот, алкашня, не уважает память героев. А с другой стороны, тризна по павшим на их могиле – широко распространенный древний обычай.
Здесь же находится мемориал и аллея памяти десантникам, погибшим на Северном Кавказе (построены в 2013 году на 25-летие создания Софринской бригады). Тут летними вечерами местные жители предаются возлияниям. Конечно, можно возмущаться: типа, вот, алкашня, не уважает память героев. А с другой стороны, тризна по павшим на их могиле – широко распространенный древний обычай.
Никто, кроме нас! Еще один мемориал в честь советских десантников в Ашукино.
Никто, кроме нас! Еще один мемориал в честь советских десантников в Ашукино.

Из самых известных примеров русской действительности примерами героического эпоса, конечно, являются былины о богатырях вроде Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. А наиболее известное произведение здесь – конечно, «Слово о полку Игореве». В советское время подобный пафос героев древности поддерживался в многочисленных романах и повестях, кинофильмах, стихотворениях и песнях о ВОВ («уходит в ночь отдельный наш десантный батальон»). В конце советского периода эту традицию продолжали барды, певшие о героях Афгана, а после распада СССР – Чечни.

Не секрет, что сейчас на Донбассе активно мочат друг друга русские и украинские десантники, многие из которых оканчивали одни и те же училища ВДВ, в частности легендарное Рязанское. В Ашукино есть крайне интересный прецедент – памятник герою Софринской бригады – молодому парню-украинцу, погибшему в 24 года во время распада СССР на Кавказе от рук армян. Это очередная сакральная жертва, которая составляет точную пару другой аналогичной сакральной жертве – армянину Сергею Нигояну, погибшему на Майдане в Киеве в 2014 году. Памятник в Ашукино был открыт на 25-летие Софринской бригады в 2013 году, буквально в преддверии ввода российских войск на восток и юг Украины. О.Я. Бабак (1967-1991) – уроженец Пирятинского района Полтавской области, Герой Советского Союза. Служил в 21-й Софринской бригаде особого назначения внутренних войск МВД СССР, неоднократно направлялся в командировки в зону армяно-азербайджанского конфликта, в азербайджанском поселке Юхары Джибикли подвергся нападению отряда из армян и погиб. Похоронен в родном селе Виктория.
Не секрет, что сейчас на Донбассе активно мочат друг друга русские и украинские десантники, многие из которых оканчивали одни и те же училища ВДВ, в частности легендарное Рязанское. В Ашукино есть крайне интересный прецедент – памятник герою Софринской бригады – молодому парню-украинцу, погибшему в 24 года во время распада СССР на Кавказе от рук армян. Это очередная сакральная жертва, которая составляет точную пару другой аналогичной сакральной жертве – армянину Сергею Нигояну, погибшему на Майдане в Киеве в 2014 году. Памятник в Ашукино был открыт на 25-летие Софринской бригады в 2013 году, буквально в преддверии ввода российских войск на восток и юг Украины. О.Я. Бабак (1967-1991) – уроженец Пирятинского района Полтавской области, Герой Советского Союза. Служил в 21-й Софринской бригаде особого назначения внутренних войск МВД СССР, неоднократно направлялся в командировки в зону армяно-азербайджанского конфликта, в азербайджанском поселке Юхары Джибикли подвергся нападению отряда из армян и погиб. Похоронен в родном селе Виктория.

Как оказалось, культ павших героев очень активен и в наши дни, и понятно почему. Вместо конструктивного и созидательного развития - образования, науки, промышленности, инфраструктуры, здравоохранения, люди у кормила власти предлагают стране и народу ставший уже давным-давно более чем архаичным разрушительный культ войны и павших героев.

Очередная сакральная жертва связана с установкой в Ашукино памятника авиаторам России в виде фронтового истребителя МиГ-29. Памятник установлен в связи с тем, что здесь находится могила летчика П.М. Круглова, участника ВОВ и Героя Советского Союза. Во время открытия памятника летом 2016 года погиб летчик «Русских витязей» Сергей Еременко. Он выполнил показательный полет на Су-27 в составе группы, после чего направился на базу — военный аэродром в Кубинке. В 3 км от места показа у самолета отказали оба двигателя, и возник пожар. Еременко, стараясь увести машину от жилого сектора, упустил время для катапультирования и погиб вместе с самолетом. На земле никто не пострадал. Эта трагедия в очередной раз показывает, как культ мертвых героев притягивает все новые жертвы.
Очередная сакральная жертва связана с установкой в Ашукино памятника авиаторам России в виде фронтового истребителя МиГ-29. Памятник установлен в связи с тем, что здесь находится могила летчика П.М. Круглова, участника ВОВ и Героя Советского Союза. Во время открытия памятника летом 2016 года погиб летчик «Русских витязей» Сергей Еременко. Он выполнил показательный полет на Су-27 в составе группы, после чего направился на базу — военный аэродром в Кубинке. В 3 км от места показа у самолета отказали оба двигателя, и возник пожар. Еременко, стараясь увести машину от жилого сектора, упустил время для катапультирования и погиб вместе с самолетом. На земле никто не пострадал. Эта трагедия в очередной раз показывает, как культ мертвых героев притягивает все новые жертвы.

Это предложение имеет спрос, так как обращается к глубинным архаичным слоям подсознания современного человека, который в пять минут за счет пропаганды превращается в члена первобытного племени, точно знающего, что все его беды – от соседнего племени, которое непременно нужно уничтожить или хотя бы победить.

-15
Ну и «вишенка на торте» - причудливое смешение языческих и христианских традиций, прежде всего культа священных источников и культа павших героев, сродни аналогичному смешению в период поздней Римской империи.
Ну и «вишенка на торте» - причудливое смешение языческих и христианских традиций, прежде всего культа священных источников и культа павших героев, сродни аналогичному смешению в период поздней Римской империи.

Ну а потом, сидя у костра (как вариант – у телевизора), можно воспевать с гитарой подвиги павших героев… Та самая тризна… Пока кто-то плешивый глумится над наивным «глубинным народом» у себя в бункере…

-17
Тут просто офигевайте. Да, Россия сейчас – это конкретно Римская империя периода ее распада с провинциальными силовиками в роли императоров. И даже святые - одни и те же.))
Тут просто офигевайте. Да, Россия сейчас – это конкретно Римская империя периода ее распада с провинциальными силовиками в роли императоров. И даже святые - одни и те же.))

Мини-видеообзор усадьбу Мураново смотрите здесь.

Про соседнюю с Мураново усадьбу Абрамцево читайте здесь.

Как у Шаляпина дачу отобрали, читайте здесь.

Про советские танки, которые финны отобрали у СССР, читайте здесь.

О том, чем Французская революция схожа с ситуацией в современной России, читайте здесь.

Гонит ли Донбасс порожняк? Узнайте здесь.

Украина и Финляндия - они же тоже воевали. Да неужели?