Тема для данной заметки возникла вроде и случайно, но и на самом деле, не случайно. Вообще-то я поехал смотреть музей-усадьбу Мураново, которой длительное время владели семьи поэтов Боратынского и Тютчева. Но, как говорят некоторые российские блогеры: пошел в лес по грибы, а нашел заброшенную ракетную часть. Так получилось и тут: поехал смотреть старинную усадьбу, а наткнулся на артефакты недавнего советского прошлого и нашей современности. Ну а так как человек я с обширным гуманитарным бэкграундом, то есть изучал историю, мифологию и культурологию различных стран и народов, то могу осмыслить увиденное, исходя из этих знаний. Итак…
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его позвали всеблагие
Как собеседника на пир.
(Ф.И. Тютчев, «Цицерон»)
Как известно, в СССР многие десятилетия широко практиковался культ павших героев: сначала тех, кто погиб в Гражданскую войну после двух революций 1917 года, а затем – жертв Второй мировой войны, которая в пост-советских странах до сих пор обычно называется Великой Отечественной войной. Вернее, так (ВОВ) называется та ее часть, которая сознательно была вычленена советскими пропагандистами из Второй мировой войны, чтобы прикрыть фиговым листком факты сотрудничества сталинского СССР и гитлеровской Германии, оккупации советскими войсками трех прибалтийских республик, Зимней войны против Финляндии, четвертого раздела Польши и т.д.
Материальными проявлениями этого культа являются многочисленные мемориалы, обелиски и памятники, которые можно встретить буквально на каждом шагу на всем пост-советском пространстве и в бывшей зоне влияния СССР, включая прежде всего страны Восточной Европы.
В любом случае, подвиг советского народа в той войне действительно бессмертен, как до сих пор пишут в слоганах на крышах домов в Республике Беларусь – самом ярком осколке бывшей Советской империи. Другое дело, что, как совершенно справедливо говорит сатирик Михаил Жванецкий: - Подвиг одного – это всегда преступление другого. Именно это преступление советских чиновников перед своим народом во время Второй мировой войны и призваны скрыть все эти лицемерные «триумфальные» парады победы, которые, увы, продолжаются в России буквально до нынешних дней. Культ «Дня Победы» на самом деле скрывает огромные жертвы народа, реальные масштабы которых до сих пор не принято афишировать в официальной среде.
Но вернемся к культурологии как таковой. В истории человечества культ павших героев – один из самых распространенных и самых глубоко утвердившихся в народной памяти. Наиболее яркий пример проявлений такого культа – легендарная поэма «Илиада» дреневнегреческого поэта Гомера о еще более древней войне части греков против жителей Малой Азии – конкретно супер-мощного города Трои. Как известно, долгое время считалось, что это чистой воды героический эпос, не имеющий никакого отношения к реальности. Однако немецкий предприниматель и ученый-любитель Генрих Шлиман, первым раскопавший Трою за счет личных средств, доказал, что город этот вполне реальный, как и война против него.
Древние греки примерно на 2000 лет опередили в своей стадии развития другие индоевропейские народы, такие как кельты, германцы, славяне и пр. Именно с периодом эпоса «Илиады» ученые сопоставляют период раннего средневековья, зафиксированный в ирландских и скандинавских сагах и славянских былинах. Это все тот же героический эпос, который прославляет павших героев древности. Конечно, герои при этом сильно приукрашиваются, приобретая черты буквально святых людей, однако сами сюжеты эпоса берутся из более чем реальных событий.
Из самых известных примеров русской действительности примерами героического эпоса, конечно, являются былины о богатырях вроде Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. А наиболее известное произведение здесь – конечно, «Слово о полку Игореве». В советское время подобный пафос героев древности поддерживался в многочисленных романах и повестях, кинофильмах, стихотворениях и песнях о ВОВ («уходит в ночь отдельный наш десантный батальон»). В конце советского периода эту традицию продолжали барды, певшие о героях Афгана, а после распада СССР – Чечни.
Как оказалось, культ павших героев очень активен и в наши дни, и понятно почему. Вместо конструктивного и созидательного развития - образования, науки, промышленности, инфраструктуры, здравоохранения, люди у кормила власти предлагают стране и народу ставший уже давным-давно более чем архаичным разрушительный культ войны и павших героев.
Это предложение имеет спрос, так как обращается к глубинным архаичным слоям подсознания современного человека, который в пять минут за счет пропаганды превращается в члена первобытного племени, точно знающего, что все его беды – от соседнего племени, которое непременно нужно уничтожить или хотя бы победить.
Ну а потом, сидя у костра (как вариант – у телевизора), можно воспевать с гитарой подвиги павших героев… Та самая тризна… Пока кто-то плешивый глумится над наивным «глубинным народом» у себя в бункере…
Мини-видеообзор усадьбу Мураново смотрите здесь.
Про соседнюю с Мураново усадьбу Абрамцево читайте здесь.
Как у Шаляпина дачу отобрали, читайте здесь.
Про советские танки, которые финны отобрали у СССР, читайте здесь.
О том, чем Французская революция схожа с ситуацией в современной России, читайте здесь.
Гонит ли Донбасс порожняк? Узнайте здесь.
Украина и Финляндия - они же тоже воевали. Да неужели?