Найти тему
Мария Шмотьева

Истории репетитора. Как я понимаю, что с учеником пора прощаться.


Я занимаюсь репетиторством ещё со студенческих времён, а именно с 2013 года. Сейчас частные уроки - моя основная деятельность наравне с учёбой в Италии. Преподаю русский, французский и английский иностранцам, а с русскими учениками занимаюсь французским (да, такой вот микс языков у меня).
Работаю всегда только со взрослыми, школьники - не моя аудитория, за исключением одной старшеклассницы из Милана, с которой я занимаюсь русским.

За годы работы у меня скопилось много историй со студентами - приобрела много полезных контактов, единомышленников, друзей. Были и курьёзные ситуации, и малоприятные. Но об этом потом, а сегодня расскажу вам, как я сходу определяю, что с учеником никакого сотрудничества не состоится.


1) Любители пофлиртовать

Большая часть студентов у меня всегда были мужского пола. То ли у сильной половины человечества возник небывалый интерес к иностранным языкам ( всё же лингвистика более "женская" сфера), то ли ученики активнее стремятся к знаниям, если их преподаватель - молодая блондинка. Только вот незадача: бывают и такие студенты, которые пришли совсем не за уроками. Особенно часто я сталкиваюсь с этим в Италии. Стабильно каждую неделю мне поступают звонки: "А ты только учителем работаешь, или ещё и познакомиться с кем хочешь?", "Красотка, парня себе не ищешь?". Это лишь лёгкая версия того, с чем мне приходится сталкиваться, бывают предложения похлеще, которые публиковать не буду по понятным причинам. Выход один - беспощадно блокировать.

Меньше всего мне непонятна логика таких любителей приключений. Если уж хочется весёлых историй, какой смысл их искать на сайтах преподавателей? "Тааак, где же мне девочек поклеить?? Точно, на сайте репетиторов!", - согласитесь, весьма странный подход к знакомству.


2) А почему первый урок не бесплатный?

Я никогда не провожу пробных бесплатных уроков - считаю это неуважением к своему труду, поскольку :

а) Трачу своё время не только на проведение, но и на подготовку к занятиям. Все студенты разные - одним нужен русский для бизнеса, вторым французский для экзаменов, третьи хотят английский для путешествий. А это значит, для каждого нужно разработать индивидуальную программу, что занимает немало времени.

б) Любая услуга должна оплачиваться. Когда меня пытаются убедить в том, что первый урок априори должен быть бесплатным, отвечаю: "Когда вы идёте в парикмахерскую, вы же не просите "А можно я стрижку оплачивать не буду, я же в первый раз к вам пришёл!". Так и с преподавателем - это такая же услуга, которая должна быть оплачена. К тому же, я работаю с 2013 года с учениками со всего мира, поэтому отдачу и эффективность со своей стороны гарантирую, а остальное уже зависит от вас".

в) Бесплатные уроки не создают настрой на серьёзный подход к обучению. "Так, я завтра к этому преподавателю пойду на пробное, а в четверг попробую с вот этим, а на выходных этому профессору тоже позвоню". И начинается беготня по кругу. В итоге и учитель без студентов, и студенты мечатся от одного преподавателя к другому.

Мой компромисс: взамен бесплатного пробного занятия предлагаю потенциальному ученику звонок на 15 минут (по телефону или в Skype), чтобы определить цели обучения, уровень знаний, предпочтения формата занятий.


3) Может смогу завтра, а может через месяц, а может через год

Я спокойно отношусь к форс-мажорным ситуациям, когда ученик вынужден перенести занятие. Конечно, это не особо приятно (в том числе и для кошелька), но у всех бывают непредвиденные обстоятельства. Однако когда это происходит систематично: "заболела мама / приехали гости / завтра у меня 125-ая командировка, снова уезжаю / болит голова / умер хомячок", в таком случае я предпочитаю прекратить сотрудничество. Лучше иметь меньше учеников, но тех, кто занимается систематично и регулярно, чем 50 горе-студентов.

А с какими учениками вы предпочитаете отказаться работать? Жду ваших комментариев, коллеги:)

Для обратной связи:
https://vk.com/id258442351
https://www.instagram.com/maria_rames07/
maria_71chmotieva@mail.ru