Сегодня я расскажу про шесть прав и свобод граждан России, которые должны быть в Конституции здорового человека и которые обязательно будут в нашем проекте основного закона от Общества.Будущее. И объясню, зачем всё это нужно.
Есть такое мнение, что нынешняя Конституция 1993 года хотя и имеет свои минусы, но относительно личных прав и свобод в ней всё в порядке. Свобода слова, право на жизнь, свобода совести, право частной собственности и многие другие права и свободы действительно прописаны в Конституции. Они формируют некий необходимый базис. Но проблема в том, что эта Конституция создавалась в абсолютно другую эпоху и при ином контексте.
Вообще, хотя права и свободы прописаны в основном законе, на деле они соблюдаются очень выборочно. И здесь, конечно, помимо переработки Конституции нужна ещё и реформа судебной системы, реформа МВД, развитые институты гражданского контроля и многое другое. К этой проблеме необходимо подходить с разных сторон. И это вопрос отдельных реформ.
Но помимо выборочного действия Конституции есть и другая проблема. С момента создания основного закона появились новые вызовы. Как глобальные, так и специфичные для России. И не со всеми из них нынешняя Конституция справляется. А не справляется она потому, что является продуктом другой эпохи.
Сначала появилась Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР в 1991 году. А затем эта декларация легла в основу прав и свобод Конституции 1993 года.
То есть, чтобы обозначить. Всё это появилось за семь-девять лет до начала путинской федерации и цифровогого 21 века.
За это время многое и в мире, и в России поменялось. Человечество пережило цифровую революцию. Развлечения, рабочие места и услуги активно перешли в интернет.
Мировая сеть — это качественно новая сфера. Новый мир, который в 1993 даже сложно было представить.
Сама Российская Федерация тоже сильно изменилась. Государство во главе с президентом последовательно сокращало свободы граждан. Национализация и захват независимых телеканалов (вроде НТВ и «ТВ-6»). Ужесточение законодательства. Появление статьи 282 и законов о митингах. Ограничение доступа к интернет-ресурсам. И многое, многое, другое.
Постоянные акции протеста, собрания и политическая самоорганизация девяностых со временем исчезли. Государственный аппарат стал систематически нарушать базовые права. В порядке вещей стали политические репрессии. Дошло до того, что сейчас уже даже нельзя выйти на одиночный пикет.
Именно эти проблемы современной России и глобальные мировые изменения должны быть источником вдохновения для авторов новой Конституции. Если кратко, то основной закон — это история не про бесплатные обеды в школах. Это вещь незначительная, да и тем более существующая.
А в Конституцию нужно добавлять то, что решит проблемы, которые есть в обществе. Правильный подход к основному закону должен быть сформулирован принципом "никогда снова".
В общем, надо использовать проблемный подход при создании новой Конституции.
Так мы и решили поступить и добавили 6 основных пунктов относительно прав и свобод граждан.
1. Свобода интернета
Многие положения в Конституции 1993 года предусмотреть было просто нельзя. Например, право на свободный доступ к интернет-ресурсам.
С тех пор прошло много времени. Рунет стал важной частью общества. И относительно долго оставался ещё и наиболее свободной её частью.
Вплоть до 2012 года Россия была в середине рейтинга свободного интернета. По мировым меркам считалось, что интернет в России частично свободен. Были единичные уголовные дела и ограничения, но рунет в целом оставался вне системной цензуры.
Всё изменилось в 2012 году. Тогда под предлогом защиты детей от вредной информации был принят закон о создании Единого реестра запрещённых сайтов. Это событие стало началом конца для свободного интернета в России.
Начались блокировки сайтов, форумов и даже отдельных страниц Википедии. Затем закон Мизулиной дополнили и расширили, а также приняли ещё и новые запретительные законы. В результате у государства появилась возможность блокировать сайты во внесудебном порядке. «Доблокировались» до того, что поводом для ограничений может стать практически что угодно.
То есть в какой-то момент государство осознало, что у граждан слишком много свободы. И свобода эта кроется в нерегулируемом интернете. Поэтому государство решило интернет советскими методами ограничить.
Но это, к счастью, работает плохо.
Пока что.
Даже у Китая пока не получилось создать полностью автономный интернет. Несмотря на все усилия китайского правительства остаётся множество способов обойти запреты.
Но технологии не стоят на месте и есть вероятность, что суверенный интернет когда-нибудь да появится.
Поэтому, чтобы не допустить закрепощения, необходимо предусмотреть право на свободный доступ к интернету. Причём на уровне Конституции. Положение основного закона позволит защитить эту свободу на самом высоком уровне. Наряду с правом на образование и жизнь.
При спорных ситуациях Конституционный суд вынужден будет принимать во внимание это новое положение. Такая же история и с обычными судебными процессами: адвокаты смогут руководствоваться этим правом при защите своих клиентов.
Правда в том, что пока Конституция, конечно, не работает. Но это не отменяет необходимости её менять на будущее и добавлять такие положения. Ведь наша задача как раз и заключается в том, чтобы новая Конституция работала. И когда она будет выполнять свою функцию, необходимые права и свободы будут защищены. А если новых положений в основном законе не окажется, то и защищать будет нечего.
В будущем сложнее будет придумать и ввести новые ограничения, раз право на что-то уже есть в Конституции.
2. Право на приватность
В 2019 году в открытый доступ попало около 360 тысяч записей с персональными данными российских чиновников. Триста шестьдесят тысяч. Это только чиновников, и это только один эпизод.
В открытом доступе оказались паспортные данные, СНИЛС, сведения о работе, фамилии, имена, адреса электронной почты. Каждый год в РФ количество сливов увеличивается.
В РФ нет реальной ответственности и неотвратимости наказания за нелегальное использование персональных данных. А "правоохранительные органы в этом направлении практически не работают".
Как показала практика, персональные данные в Федерации не защищаются должным образом. Государство, вместо гарантий безопасности в этой сфере, преследует иные цели. Оно само старается получить как можно больше данных граждан для усиления контроля за обществом.
Это усиливает дисбаланс сил между государством и гражданами.
Нельзя давать государству возможность устанавливать тотальный цифровой контроль за людьми.
Но по факту сейчас это уже произошло. В крупнейших городах уже развернута система видеонаблюдения, которая собирает и обрабатывает данные без нашего ведома. В процессе ввода в работу система сбора ещё и биометрических данных. Так почему это плохо?
Во-первых, это само по себе мощный инструмент воздействия на граждан. Все данные о вас любой чиновник с допуском при необходимости может использовать против вас же самих. Было бы желание.
Во-вторых, собранные государством данные вполне могут использовать против вас и другие. Доказанный факт: чем больше данных хранит у себя государство, тем больше их утекает в сеть. Журналисты проверили московскую систему слежения и подтвердили это. Всего за несколько тысяч рублей можно получить данные о любом человеке с камер системы распознавания лиц.
Поэтому в будущем вместе с откатом системы цифрового контроля нам предстоит ограничить и последующие попытки забрать свободу. В проект нашей Конституции мы вносим положения касательно персональных данных.
Внесение нового положения в Конституцию закрепит право на приватность всех персональных данных законодательно.
3. Свобода слова
В двадцать первом веке одной из главных угроз свободе слова стал так называемый хейт-спич. Или как вольно переводят на русский – “язык вражды”. От страны к стране формат и содержание хейт-спича имеет специфику. Где-то накладываются ограничения на высказывания в адрес меньшинств. В других странах свободу слова ограничивают касательно каких-то событий.
Несмотря на то, что в Конституциях современных демократических стран закреплен принцип свободы слова, эта лазейка в виде языка вражды остаётся.
В России свобода слова гарантируется также с этими оговорками. В Конституции РФ “Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”.
Нынешняя редакция основного закона оставляет эту лазейку. Это положение Конституции стало источником для печально известной 282 и 280 статьи.
По этим статьям осудили тысячи человек только за их высказывания. Суть многих этих высказываний зачастую толковалась судом очень вольно. Люди становились заключенными за слова, которые не содержали угроз и не призывали к убийствам.
Даже Европейская комиссия против расизма и нетерпимости не один раз рекомендовала России пересмотреть понятие экстремизма. Распространить его лишь на серьезные случаи, связанные с призывами к насилию.
Возможность наказывать людей за слова, по сути, закреплена в Конституции. Поэтому пока эта лазейка будет существовать, под угрозой будет и принцип свободы слова.
Мы предлагаем убрать оговорки из статьи о свободе слова в Конституции. Это лишит возможности будущее руководство страны ограничивать свободу слова и сажать людей в тюрьму за высказывания. Но тут важно понимать, что хейт-спич и призывы убивать - это разные вещи. Мы отделяем так называемый “язык вражды” от призывов к насилию. Призывы к насилию недопустимы.
4. Свобода ассоциаций и объединений
С начала нулевых государство сворачивает возможности в сфере создания партий. Специально созданные бюрократические барьеры сделали невозможной регистрацию независимых партий. Это и представительство в регионах, и количественный ценз относительно членов партии. И самое главное - на самом деле регистрировать партию или нет, решают в администрации президента.
Это привело к практически полной подконтрольности зарегистрированных и допускаемых до выборов партий. Исчезла реальная политическая конкуренция. Люди потеряли интерес к партиям и к участию в политике.
Но на этом государство не остановилось. После партий под каток попали ассоциации, НКО и другие объединения. Часть независимых организаций объявили иностранными агентами, ещё часть вообще экстремистскими. Сохранность объединений гарантируется в итоге не основным законом, а степенью лояльности руководству страны. Дошло до абсурда. Государство устроило гонения на организации, которые помогали больным людям. Например, иностранным агентом признали саратовское НКО, которое помогало больным диабетом. И это один эпизод из множества.
Поэтому мы расширяем часть про права людей на создание и участие в деятельности ассоциаций, в том числе политических партий.
5. Свобода собраний
Гражданское общество в России практически не может влиять на государство. Через выборы это сделать сложно из-за фальсификаций, административного ресурса и жёсткого избирательного законодательства.
Во многих странах мира в крайних случаях люди прибегают к протесту. К мирным акциям и митингам, которые позволяют показать свою позицию и высказаться. Дать обратную связь исполнительной власти. Это отчасти компенсирует неидеальный механизм представительства, который дают выборы.
Но сейчас в России в целом есть проблема с обратной связью для государства.
Последние двадцать лет митинги и собрания было проводить всё сложнее. Законодательство в этой сфере только ужесточалось. Теперь выходя на акции люди получают штрафы, а некоторые и реальные сроки.
Сейчас Конституция гарантирует право собираться мирно и безоружно. В основном законе написано, что “Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.”
Необходимо внести лишь одно дополнение.
Граждане должны получить право собираться мирно и безоружно без оговорок. Мы предлагаем внести положение, которое запрещает любые формы ограничения данного права со стороны государства. То есть сделать так, чтобы люди могли собраться там, где хотят, и когда хотят. Поменять согласовательный порядок митингов на уведомительный.
Новый принцип в основном законе не позволит государству вносить какие-либо ограничения и даст гражданам мощный рычаг давления.
6. Право на вооруженную самооборону
Удерживать власть нынешнему руководству государства помогает силовой аппарат. Марши несогласных разгоняют полицейские и росгвардейцы. Они же потом превышают полномочия, осознавая беззащитность граждан. Нередко случаи необоснованного насилия со стороны полиции заканчивается плачевно. Людей калечат и они гибнут.
Обычные граждане не могут защитить себя не только от произвола полиции, но и от преступности. Нынешнее государство преследует свои интересы, а в чрезвычайных ситуациях и вовсе самоустраняется.
В других странах похожая ситуация. За примерами не нужно далеко ходить. Беспорядки в США показали, что полиция и национальная гвардия не в силах защитить владельцев бизнеса и обычных граждан от погромов. Силовики предпочитают выполнять стратегические цели или решать свои собственные задачи.
Зато от мародёров и грабителей вполне эффективно защищаются сами граждане. С оружием в руках. Кварталы охраняемые так называемой народной милицией не громят. Погромщики знают, что это выйдет себе дороже, поэтому отыгрываются на безоружных.
Схожие случаи были и в России. Зачастую гражданам приходилось прибегать к крайним мерам. К самозащите с помощью оружия. Так было, например, в Сагре. Нескольким жителям пришлось взять в руки ружья, чтобы отбиться от полусотни бандитов, поскольку полиция бездействовала. Государство потом привлекло к ответственности и бандитов, и защитников Сагры.
И это важная проблема.
В РФ строгое законодательство относительно оружия и самозащиты. А формула “когда убьют - тогда и звоните” не позволяет доверять полиции. В итоге граждане оказываются абсолютно беззащитными перед любой силой.
Параллельно с этим сохраняется тренд на ограничение возможности приобретать и хранить оружие.
Чтобы исправить это, необходимо дать людям право на самозащиту с помощью оружия. Ведь у преступников оно уже и так есть.
Поэтому нужно обозначить право на самооборону с оружием в руках в Конституции. “Каждый вправе защищать свои права и свободы, в том числе с помощью оружия, всеми способами, не запрещенными законом.”
Новый принцип в основном документе страны создаст верный вектор и для законотворцев. Многие ограничения будут сняты, а граждане получат возможность приобретать оружие без сложных и непрозрачных процедур. И смогут защитить себя, свои права и собственность от вооружённых посягательств.
Предлагаемые нами изменения направлены на расширение прав и свобод граждан для грядущей России. Они дополнят уже существующие. Помогут вернуть баланс между государством и гражданами. И во многом благодаря этому мы сможем построить Россию без произвола. Россию, где граждане свободны и защищены.
Расскажите об этих важных изменениях другим людям!
Оставляйте своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!