Найти тему
про ЭТО

60 лет назад над Свердловском БЫЛ СБИТ самолет, который в США называли НЕУЯЗВИМЫМ. История крушения.

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолет-разведчик U2, управляемый 30-летним Фрэнсисом Г. Пауэрсом. Как это случилось?

Предыстория

1950-е годы — самый разгар Холодной войны. Главной причиной этого стали военные успехи Советского Союза. К концу десятилетия наша страна создала внушительный флот бомбардировочной авиации и провела испытания баллистической ракеты Р-7, которая могла нести ядерный заряд на расстояние 8800 км, имела возможность поражать цели на территории США.

К тому времени США начали заметно отставать от главного соперника по количеству стратегических бомбардировщиков.

Недосягаемый самолёт

Задача по созданию передового самолета-разведчика была возложена на фирму Lockheed. Уже на тот момент у США был истребитель-перехватчик F-104 Starfighter. Этот самолет стал первым в мире, способным развить скорость вдвое выше звуковой, а также впервые преодолел планку высоты в 30 километров.

На его основе и началась работа над U-2

На высоте свыше 21 километра самолёт уже был недосягаем для советских ракет. Благодаря своей конструкции и двигателю U-2 мог экономить топливо на больших высотах, переключая мотор на полетный малый газ и планируя на большие расстояния.

Инженеры компании Perkin-Elmer создали для самолета-разведчика уникальную камеру. С рабочей высоты U-2 она могла заснять полосу шириной 150 км и длиной 3000 км. Разрешение камеры при этом составляло всего лишь 76 сантиметров — то есть можно было четко различать объекты размером менее одного метра.
-2

Разведка над СССР

Уже в июне-июле 1956 года U-2 совершил первые разведывательные полеты над странами Европы.

Вопреки ожиданиям американцев, радиолокационные приборы обнаруживали самолет.

Тем не менее, президент США Эйзенхауэр рискнул и выдал разрешение на пролет самолета над СССР.

Благодаря U-2 американская разведка с территории СССР сумела собрать данные о количестве стратегических бомбардировщиков, сфотографировать верфи в Ленинграде, определить многие элементы советской системы противовоздушной обороны, аэродромы базирования истребителей-перехватчиков.

Всего самолёты U-2 пролетали над территорией СССР около 20 раз.

Последняя успешная вылазка состоялась 9 апреля 1960 года: самолет сумел заснять ядерный полигон в Семипалатинске, космодром Байконур и авиабазу Ту-95.

-3

Последний полёт Пауэрса

Самолет, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, должен был вылететь с территории Пакистана. Дата начала миссии была назначена на 28 апреля, однако из-за плохой погоды самолет полетел лишь 1 мая.

Силы ПВО СССР в тот день находились в состоянии повышенной готовности, и самолёт засекли почти сразу. Однако перехватить или сбить его сразу не удалось — до самого Свердловска нигде не было зенитных ракет наземного базирования.

Возле Свердловска у U-2 появился первый опасный противник — советский пилот на Су-9. Этот новейший самолет приняли на вооружение лишь несколько месяцев назад. Он способен был подниматься на высоту до 20 километров.

Однако поднятая по тревоге машина к поединку была не очень готова: у самолета не было вооружения, а сам летчик был без специального высотного костюма. Попытка тарана провалилась из-за  бортовой РЛС, а на повторную атаку попросту не хватало топлива.

Планируемый маршрут полёта
Планируемый маршрут полёта

Но следующая опасность стала для Пауэрса фатальной. Повернув в сторону Плесецка, самолет оказался в зоне действия комплекса ЗРК 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Те, кто планировал маршрут, об этом прекрасно знали — но не учли одного очень важного факта. На вооружении у бригады уже были ракеты С-75, способные поражать цели на высоте до 30 километров. Вот такая вот неосмотрительность на высшем уровне.

Сбитый летчик.

Свою задачу советские зенитчики выполнили на отлично: U-2 был сбит первой же ракетой. С огромным трудом американец смог открыть фонарь кабины, дождаться снижения до высоты, где можно было бы дышать без кислородной трубки, и после этого выпрыгнул с парашютом. Катапультироваться из-за повреждения кабины не удавалось.

В то же время на земле не могли понять, поражена ли цель. Поэтому ракеты по американскому самолету выпустили еще два дивизиона ПВО.

К сожаленияю, одна из них сбила МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, который вылетел на перехват U-2.

-5

Везение да и только.

Пауэрсу грозил расстрел, но в итоге все для американца обошлось. Пилот не стал скрывать целей своего полета, пошел на сотрудничество со следствием и в результате получил лишь 10 лет тюремного заключения.

Но провел в тюрьме Пауэрс только 108 дней: уже в феврале 1962 года его обменяли на провалившегося советского разведчика Рудольфа Абеля.

По материалам сайта.

____________________________________________________________________________________

Не забудь подписаться, друг. Тебе просто, а мне приятно =)

А если ещё и палец вверх поставишь, то вообще почёт тебе!