Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Маргиналии на тему «Бегущего по лезвию»

Беглые соображения о культовом фильме

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала соцсетях!

Если говорить о «Бегущем по лезвию» (1982), то фильм без проблем проходит «иконографическую» идентификацию как нуар, пусть и фантастический. Даже при поверхностном просмотре фильма можно обнаружить, по меньшей мере, шесть очевидных признаков нуара.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

На протяжении всего повествования в кадре - либо приглушенный свет, либо дробное освещение – это относится к сценам в кабинете Брайера, в офисах корпорации «Тирелл», в квартире Декарда. Также есть давящие декорации, ощущение клаустрофобии, что относится к сцене, когда Леон проходит текст Войта-Кампфа, пальбе в ночном клубе, применения оружия Рейчел (узкий переулок). В квартире Декарда свет на окнах пробивается сквозь жалюзи, на протяжении всего фильма можно видеть множество зеркал, в некоторых сценах зеркала заменены футуристическими мониторами, транслирующими информационные передачи.

Коллаж для афиши фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Коллаж для афиши фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Во многих интерьерах используется масса наклонных и угловатых конструкций, что относится в первую очередь к помещениям, в которых проходит тестирование людей. Костюмы, прически и одеяния ряда действующих лиц отсылают к эпохе классического нуара (40-ые годы ХХ века). Это в первую очередь относится к Рейчел. Это в свою очередь дает отсылку к ретро-футуристическим лентам. В фильме нет причалов и доков, однако почти всегда идет дождь; когда он прекращается, то улицы Лос-Анджелеса укутаны в туман. Туман покрывает даже похожее на пирамиду майя здание корпорации (явный намек на массовые человеческие жертвоприношения).

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

В фигуре героя, которого сыграл Гарисон Форд, есть масса недосказанности. Если бы речь шла о простой фантастике, то это могло быть существенным минусом. Однако «Бегущий по лезвию» - это в первую очередь нуар, а потому Рик Декард (весьма напоминающий Марлоу), должен быть пограничным персонажем. Первая мысль по поводу пограничности, маргинальности Декарда отсылает к сведениям о том, что он ушел в отставку, что как бы соответствует положению частного детектива, балансирующего на тонкой грани, разделяющей закон и преступность.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Однако при анализе фильма вскрывается новый, более глубокий пласт пограничности Рика – он находится между миром людей и репликантов. К концу ленты он начинает сомневаться в том, что он сам является человеком. Он уже ни в чем не уверен, что полностью соответствует общей атмосфере привычного нуара. Дабы не давать чёткого ответа на этот очень важный вопрос, Ридли Скотт заложил в фильм несколько «загадок». Например, сообщается о шести прорвавшихся на Землю репликантах (один гибнет, за четырьмя ведёт охоту Рик).

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Это явный намёк на то, что шестой репликант и есть Рик Декард, который в силу сбоя программы начинает охоту на себе подобных. Это объясняет, почему у него возникает любовная связь с Рейчел – тоже репликантом. Есть ещё подтверждение этому. Рик находит фигурку единорога (оригами складывает его напарник). Однако единорог являлся ему во сне, о чём не мог знать никто кроме самого Рика.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Подлинная фантастика оперирует не только проблемами времени-пространства, но и обращается к этическим и нравственным вопросам. В «Бегущем по лезвию» не суть значимы поиски физического предела, сколько важно исследование нравственных границ. Взаимоотношения общества и технического прогресса редко развиваются, минуя сферу моральных проблем. Обычно это касается факта научных открытий. В «Бегущем по лезвию» всё подано как уже свершившееся событие: есть далёкие миры, есть репликанты, есть масса новых технологий. Кинолента вовсе не об открытии технологии производства репликантов, а об отношении к ним в человеческом обществе. «Бегущий» как многожанровый фильм предлагает сложный и неоднозначный взгляд на этическую сторону проблемы. Этика в данном случае расположилась ровно посередине между фантастическим и нуаровским подходами.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Главные герои вызывают сложную гамму чувств – от страха до сопереживания. От нуара здесь взят «одинокий волк», разочарованный жизнью «детектив». Именно он символизирует собой последние островки нормальной человеческой нравственности в предельно механизированном, разлагающемся обществе. Нередко его моральные устои кажутся устаревшими, социумом он воспринимается как ретроград и «архаичная развалина», «человек-руина». В мире он предпочитает ориентироваться на собственные воззрения, а не устоявшиеся нормы поведения. Однако в большинстве случаев этот «кодекс чести» не помогает ему защитить даже самого себя.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Декард как бы подталкивает зрителя к вопросу: насколько нравственно создавать расу рабов, состоящую из искусственных людей? В отличие от большинства научно-фантастических фильмов «Бегущий по лезвию» не дает однозначного ответа. В картине представлен предельно сложный взгляд на неизбежно приближающееся создание искусственной жизни. В начале фильма предлагается занять отрицательную позицию в отношении репликантов – Леон хладнокровно убивает человека.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Почти сразу же после этого сообщается, что Рой и его группа убили команду и пассажиров на космическом шатле. Однако эта страшная резня всего лишь служит предостережением, чтобы человек не намеревался «играть в Бога», создавая «пустых» и бездушных существ. Тем не менее, действие в фильме не стоит на месте, с каждой новой сценой зритель всё больше и больше узнает о тяжелой жизни репликантов, постепенно начиная сочувствовать им и даже понимая логику их действий. Аналогичные чувства испытывает Декарт.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" (1982)

Жестокое убийство Зоры заставляет его усомниться в методах «отрешения». Потрясенный до глубины души Декард впервые обнаруживает, что репликанты небезразличны ему. И в то же самое время он отстраняется от человеческого общества – люди никак не реагируют на убийство.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару