Я не мог не оставить без внимания легендарный МТЗ-52. Эту машину запустили в серию в 1962, а сняли с производства лишь в 1985 г. За всё это время минские тракторостроители выпустили свыше 1,26 млн. экземпляров (если считать с заднеприводным МТЗ-50).
Эта модель стала основой для разработки новых аппаратов, а некоторые рабочие машины и сейчас можно встретить на полях частных фермерских хозяйств.
Область применения
Колёсный МТЗ-52 разработан для выполнения агротехнических мероприятий в сельском хозяйстве, перемещения грузов и инженерных работ в строительстве, промышленности, а также коммунальной сфере. Надо сказать, что это первая модель «МТЗ» которую причисляют к универсально-пропашным тракторам.
Многофункциональность аппарат получил благодаря полному приводу, установки гидронавесного узла и возможности настройки колеи. Трактор и сейчас задействуют в частных фермерских хозяйствах. Он может культивировать, окучивать, бороновать, пахать, рыхлить.
Кроме того, наличие вала отбора мощности позволяет агрегатировать его с активными полевыми орудиями — сеялками, косилками, молотилками.
В транспортных операциях МТЗ-52 задействуют совместно с прицепами общего и сельхозназначения. Буксируемые платформы закрепляют в тягово-сцепном устройстве.
В строительной и коммунальной сферах трактор оснащают ножом-отвалом, ковшом, механической щёткой и другими механизмами. Вместе с дополнительным оборудованием трактор задействуют при уборке территории, инженерных и погрузочных работах.
Рабочие параметры
Может технические характеристики массовой модели «МТЗ» сегодня покажутся скромными, но в своё время трактор справлялся с возложенными на него задачами.
Таблица №1. Основные параметры МТЗ-52
Для увеличения проходимости на вязких грунтах трактор оборудовали полугусеничным ходом. Гибкую ленту надевали на задние колёса натягивали промежуточными катками.
Силовой агрегат
На МТЗ-52 устанавливали рядный четырёхцилиндровый дизель Д-50, выдающий 55 л. с. Запускался двигатель электростартером или бензиновым двухтактным «пускачом». В последнем варианте дизель маркировали с индексом «Л». Камера сгорания четырёхтактного мотора выполнена раздельной, что уменьшает «жесткость» работы ДВС и снижает пиковые нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма.
Таблица №2. Характеристики Д-50
Силовая передача
Трансмиссия трактору, как и другому самоходному механизму, необходима для передачи крутящего момента от двигателя к приводным колёсам. Силовая передача МТЗ-52 состоит из:
- Однодисковой сухой муфты сцепления постоянно замкнутого типа.
- 9-ступенчатой коробки скоростей с двумя передачами для движения назад.
- Заднего и переднего приводных мостов с колёсными редукторами и блокирующимся дифференциалом. Блокировку механизатор выполнял вручную, нажимая соответствующую педаль в кабине.
Гидравлика
Трактор оснастили раздельно-агрегатной гидравлической системой. Она состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32, выдающего 40 л/мин при давлении 10 МПа, золотниково-клапанного распределителя Р75-В3А, гидроцилиндра, бака с рабочей жидкостью и соединительных магистралей. Вращение маслонасос получает от приводной шестерни ВОМ в промежуточной части трансмиссии через зубчатое колесо.
Компоновка
По уже сложившейся на то время традиции, трактор состоит из передней полурамы и остова. Последний формируют из корпусов трансмиссии: сцепления, коробки скоростей и заднего моста. Двигатель передней частью опирается на полураму, задней на КПП.
Мотор закрыт капотом, откидывающимся вперёд по направлению движения. Кабину разместили за дизелем для улучшения доступа к его узлам во время обслуживания и ремонта.
Габариты
МТЗ-52 относится к среднеразмерной технике. Габариты (Д х Ш х В — 3815 х 1970 х 2550 мм) и малый радиус разворота позволяют задействовать технику на ограниченном пространстве. Трактор справится с поставленной задачей и в тесном саду, и на узких улочках. Эксплуатационная масса модели составляет 3430 кг.
При небольших размерах на аппарат установили вместительный топливный бак на 130 л горючего. Этого объёма достаточно для полноценной работы в 1,5 смены.
Кабина
Ожидать каких-либо излишеств от рабочего места оператора было бы неразумно. Кабина устроена по-спартански — там нет ничего лишнего для комфорта механизатора. Единственный плюс — разработчики предусмотрели в ней установку отопителя для обогрева внутреннего пространства.
Хотя кабину позиционировали как герметичную, уплотнители были некачественными и пропускали воду и пыль. Принудительная вентиляция полностью отсутствует, а проветривание осуществляется простым открытием форточек. Кроме того, кабина получилась тесной, хотя в этом есть и положительный момент — все органы управления располагались компактно и доступно.
Навесное оборудование
Первоначально сфера применения МТЗ-52 ограничивалась работами в сельском хозяйстве. Машина должна была культивировать, пахать, сеять и окучивать растения, а также убирать урожай. Но, ввиду универсальности аппарата, его задействуют в животноводстве, дорожно-строительных работах. Тракторы доставляли грузы на прицепах, приводили в движение станки и механизмы.
Чтобы МТЗ-52 справлялся с перечисленными работами, его оснастили гидронавесным, прицепным и буксирным устройствами. Кроме того, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности для приведения в движение механизмы активного действия.
Количество орудий, которые можно навесить на трактор не ограничивается моделями собственного бренда: навесное устройство унифицировано с креплениями оборудования импортных производителей. Я приведу те, которые использовали чаще:
- КУН;
- грабли-ворошилки;
- картофелесажалка;
- косилка;
- плуг;
- погрузчик;
- почвофреза;
- дисковая борона;
- культиватор.
Исполнения
За всё время производства трактор несколько раз модифицировали, но технические характеристики коренным образом не меняли. Единственное нововведение касалось модели МТЗ-62, которую делали для экспорта. Её оснастили более тяговитым дизельным мотором СМД-12. Двигатель выдавал 65 л. с.
На базе МТЗ-52 выпускали узконаправленные модификации, которым присваивали индексы «Х», «Р», «В», «К», «Н». Тракторы предназначались для работы на хлопковых и рисовых полях, виноградниках, крутых и наклонных склонах соответственно. У них менялись масса, конструкция шасси, кабины, дорожный просвет.
Плюсы и минусы
По отзывам механизаторов и практическому применению на протяжении всего периода массового выпуска, могу сказать, что модель получилась удачной в плане ремонта и эксплуатации. При должном уходе МТЗ-52 отрабатывал 5000 моточасов до «капиталки». Трактористы указывали на положительные стороны модели:
- Ремонтопригодность. Унификация как с предыдущими, так и с последующими сериями позволяла быстро ремонтировать технику, исключая простои.
- Эффективная звуко- и теплоизоляция кабины.
- Удобное размещение органов управления.
- Оснащение модели гидроусилителем руля.
- Установка подрессоренного сиденья с регулировками положения.
Отдельно хочу сказать про ремонтопригодность. Из-за высокой степени унификации МТЗ-52 до сих пор работают в малых частных хозяйствах. Конечно, многих «родных» деталей там уже нет, но на него подходят узлы с поздних моделей.
Не лишена серия и недостатков. Среди них могу выделить:
- Тесноту кабины.
- Плохую герметичность.
- Неэффективное отопление (на ранних моделях).
- Низкое качество сборки. На новых аппаратах резьбовой крепёж мог быть незатянут.
Нюансы эксплуатации
Тракторы «52» серии соответствовали уровню развития техники того времени, а первые модели даже его опережали. Их считали передовыми и высокопродуктивными. Тяговитые помощники успешно справлялись с возложенными на них задачами по обработке сельхозугодий, в строительной и коммунальной сферах.
При подготовке обзора мне постоянно попадалась информация о том, что ранние модели имели недостатки, которые изготовитель систематически устранял.
В итоге, поздние аппараты сходили с конвейера почти без изъянов. Но было одно замечание, которое в этой серии разработчики не могли исправить (за исключением экспортного варианта) — недостаточная мощность двигателя. МТЗ-52 плохо справлялся с тяжёлыми грунтами и целинными землями.
Частые отказы и их устранение
Кроме ремонтопригодности, механизаторы, работающие на тракторе, единогласно указывают на его неприхотливость в обслуживании. Всё, что требовалось для восстановления работоспособности машины в полевых условиях — это стандартный набор инструментов и умелые руки.
Цена
Новый МТЗ-52 купить не получится, ведь он давно снят с производства, а законсервированные модели со склада давно распроданы. Но на вторичном рынке ещё остались аппараты на ходу или требующие ремонта.
За них фермеру придётся выложить 180-300 тыс. руб. в зависимости от состояния. Конечно, можно найти и дешевле, но тогда придётся заплатить за ремонт.
Видео
Трактор МТЗ-52 считается технически устаревшим, но это не означает, что он непригоден для эксплуатации и не востребован в сельском или коммунальном хозяйствах.
Скорее, наоборот, машина является образцом простоты и ремонтопригодности. Неприхотливый аппарат можно ремонтировать даже в полевых условиях, что является плюсом на фоне сложной энергонасыщенной техники.
Читайте также: МТЗ-422
🚜 Источник: traktorwork.ru
Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪