Совесть мира. СССР, 1951. Режиссер Абрам Роом. Сценарист Лев Шейнин. Актеры: Михаил Астангов, Людмила Скопина, Валентина Ушакова, Аркадий Толбузин, Николай Гарин, Михаил Болдуман, Ростислав Плятт и др.
Серебристая пыль. СССР, 1953. Режиссер Абрам Роом. Сценаристы Александр Филимонов, Аугуст Якобсон (по пьесе А.Якобсона "Шакалы"). Актеры: Михаил Болдуман, Софья Пилявская, Валентина Ушакова, Николай Тимофеев, Всеволод Ларионов, Владимир Белокуров, Ростислав Плятт, Лидия Смирнова и др.
В послевоенные времена режиссер Абрам Роом (1894-1976) стал своего рода рекордсменом среди постановщиков, чьи фильмы были запрещены к показу. Сначала это случилось с воспевавшим партизан во главе с Тито фильмом «В горах Югославии» (1946): вскоре после выхода на экраны он был запрещен из-за ссоры СССР и Югославии.
В политической драме «Совесть мира» (1951) Абрам Роом выводил на авансцену фигуру некого датского физика, не желающего, чтобы атомная бомба служила империализму, и вступающего в коммунистическую партию.
Вскоре после начала (было снято около трети намеченного материала) съемки «Совести мира» были остановлены: существует версия, что советское руководство не хотело ссориться с Норвегией из-за негативного изображения нобелевского лауреата Кнута Гамсуна (1859-1952), одобрившего нацизм и нацистскую политику норвежского «министра-президента» (1942-1945) В. Квислинга (1887-1945), расстрелянного 24 октября 1945 года.
Сегодня материалы сохраненных 37 минут фильма «Совесть мира» можно посмотреть только в Госфильмофонде…
Премьера антиамериканского фильма Абрама Роома «Серебристая пыль» состоялась 19 октября 1953, однако фильм в прокате был относительно недолго и вскоре оказался запрещенным к кино/телепоказу на долгие годы…
«Серебристая пыль» сделана в жанре политической фантастики: некий американский ученый изобретает радиоактивную пыль, которую хотят заполучить милитаристы…
Разумеется, сегодняшнему нашему взгляде в этой ленте неизбежно бросаются в глаза разного рода «ляпы» изображения буржуазного мира и его нравов, но «но фильм и поныне увлекателен, саспенс не выцвел. Дело в том, что Роом обыграл архетип "доктора Франкенштейна", жертвы собственного аморального азарта исследователя. Ну а о маккартистской Америке сами американцы рассказали и сняли такое, что Роом покажется чуть ли не "лакировщиком" реальной жути» (Трофименков, 2014). Трофименков М. Искушение сюрреализмом // Коммерсантъ Weekend. № 7. 28.02.2014. С. 36.
В итоге, получив к середине 1950-х запрет на сразу три своих фильма подряд, Абрам Роом решил больше не искушать судьбу и больше никогда не возвращался в своих работах к международной политике. А в 1960-х – 1970-х он, вообще, ушел от современной тематики, обратившись к экранизациями русской классической литературы.
Александр Федоров, 2020
P.S. Мои заметки об экранизациях, сделанных А. Роомом в 1960-х – 1970-х можно прочесть здесь:
«Гранатовый браслет»: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/granatovyi-braslet-sssr-1965-mneniia-5edcb948cd799e2fd3f99b10
«Цветы запоздалые»: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/cvety-zapozdalye-dve-ekranizacii-prozy-a-chehova-5edcc63fc5c806481a91fef0