Найти тему
Диванный эксперт

Школа глазами молодого не педагога. Часть 4: 400 сравнительно действенных методов воздействия на учеников-бунтарей.

Часть о том, как я нашел рациональные способы воздействия на учеников, не особо желающих учиться, а также помогающих не остаться крайним. Рекомендована к прочтению молодым педагогам!

Инцидент с отказом от написания контрольной работы заставил меня пересмотреть тактику проведения занятий. Я обратился к коллеге-историку, и тот объяснил, что при любом нарушении дисциплины (систематические пропуски, опоздания, куча двоек) можно написать докладную записку (она же "докладная"). Их бывает 3 уровня - на имя классного руководителя, на имя завуча, на имя директора. Сразу оговорюсь - две последние мной ни разу не использовались.

Кроме того, наличие докладной записки решало и еще одну проблему. Ученикам нужно ставить четвертные оценки, однако если выставить их по какой-то причине невозможно (например, неимоверное количество пропусков), то вопрос возникал к учителю - а что Вы сделали, чтобы решить эту проблему? Наличие докладной записки о той или иной ситуации были ответом на данный вопрос.

Как оказалось, это вполне действенный метод, поскольку после каждой докладной (про себя я ее назвал "мерой реагирования", по аналогии с прокуратурой) классный руководитель проводил разъяснительную беседу с нарушителем, что давало кратковременный эффект. Кроме того, докладной записки боялся весь класс и пару раз просили ничего не писать. Почему? Для меня это осталось загадкой.

Еще один способ известен всем. Я подошел к классному руководителю и попросил номер телефона мамы того самого ученика-бунтаря. При следующей нашей встрече с учеником я позвонил при нем его матери и объяснил всю ситуацию (был и еще один повод - не выполненное задание в виде доклада). По голосу матери было слышно - уставшая женщина, которая все прекрасно понимала. "Я с ним справиться не могу, буду что-то делать". С горем по полам, ученик рассказал прочитал доклад на слабенькую "3". В конце концов я добился своего - упоминание о звонке родителям делало из любого ученика-бунтаря послушного и прилежного индивидуума, хотя бы на один урок.

Действовал на детей еще один весьма старый метод. И он стал для меня показательным, поскольку я понял, что из себя представляет молодое поколение недорослей.

На очередной контрольной несколько учениц "на Камчатке" никак не могли понять, что делать ее нужно молча. В их числе была девочка, которая всегда старалась получить именно 5, а от 4 или 3 иногда впадала в рыдания (у меня на уроке такого не было, но был свидетем этой ситуации после урока математики) Я сделал несколько китайских предупреждений, но эффект был нулевым. Тогда я просто написал на каждой из работ "-1 балл". Девушки успокоились, но отличница возмутилась - за что? Я озвучил свой ультиматум - пересаживайся на первую парту (где она бы не отвлекалась), и я аннулирую санкцию. В ответ молчание. Было еще несколько попыток оспорить мое решение, но я стоял на своем. В результате отличница никуда не пересела и заслуженно получала "4" вместо "5". Таким образом я понял современное поколение - даже когда учитель предлагает благоприятный выход из ситуации, ничего сделано не будет.

Еще один способ является рискованным, потому что может не привести ни к чему. Если ученики пытались бунтовать и не нарушать дисциплину, требовал дневник. На отказ, поступал просто - говорил, что урок продолжен не будет, демонстративно закрывал дверь на ключ и объявлял: Никто не уйдет, пока не увижу дневник на своем столе. В моих ситуациях еще ни разу осечек не было, но старался не злоупотреблять таким механизмом.

Коллеги, которые собираются работать в школе. Не тратьте свое время и нервы на уговоры и убеждения. С большинством учеников это не сработает! Лучше покажите, что они все равно сделают так, как вы хотите, а если нет - наказание последует неминуемо.

Не забывайте подписывать на мою страницу. Активнее оставляйте комментарии и свои вопросы, постараюсь ответить на каждый.