Многие семьи имеют счастье воспитывать дочь.
Вот и мне повезло - жаль, только один раз.
Мне ли на судьбу роптать! Есть, кроме того, аж три младших сына.
Но дочка - одна. В этом особый трагизм. В этом непомерная ответственность.
Ей скоро десять лет. И, несомненно, есть у неё сильные стороны. Боже мой, что об этом говорить? Все дети по-своему талантливы.
Вот только одним обстоятельством - даже для меня крайне удивительным - поделюсь.
Нина остро чадолюбива.
Все свои наблюдения по окружающей действительности она пропускает через ей одной ведомый фильтр. Несозвучное - игнорирует.
По её глубокому убеждению, оптимальная единица общественной жизни - огромное многодетное родовое гнездо. Трижды старшая сестра, свою семью она ставит приблизительно на нижнюю грань родительского успеха.
Мне как маме - слегка обидно. Но смысла и жизнелюбия - не лишено!
Её младшие братья появились на свет, когда ей было два, потом пять, потом восемь с небольшим. Никакой ревности - только восхищение, и чем дальше - тем больше. Посильная помощь с малышом - любимое времяпрепровождение...
Книги, игры - всё об одном и том же. Единение родственных душ - семья - малыши. Много малышей. Двойняшки, тройняшки. Все растут, все вырастают.
Дочь моя ни разу не усомнилась в том, что ИМЕННО ТАК - лучше всего.
К будущему у Нины Алексеевны нет вопросов, решительно никаких.
Ранний брак и ОЧЕНЬ МНОГО ДЕТЕЙ. Образование, специальность, заработок - само собой. Ведь мама же внушила: да, это обязательно! - но совсем не так уж трудно.
Откуда возьмётся идеальный поклонник-ровесник-альтруист с богатым отцовским потенциалом, - девочка, конечно же, не задумывалась.
А вот возьмётся - и всё тут.
Предпочитаю не поднимать эту болезненную тему в разговорах с Ниночкой.
И становится мне порой жутковато - и это при том, что в целом на таких детей принято безудержно радоваться...
Да, это моя ответственность - обеспечить ей комфортное, насыщенное событиями и эмоциями детство. Учить на совесть, требовать без поблажек. Даже помочь в профессии, которая у нас, с хорошей вероятностью, будет общей.
Но в семейных поисках я ей вряд ли смогу активно поспособствовать...
***
"Европейская у Вас девочка, - говорит в задумчивости опытная, возрастная коллега. - А у нас такая страна - ну сами понимаете - грубость, жестокость... Как она жить-то будет, что скажете? Где такого жениха себе найдёт? Только если в храме - да Вы, насколько я помню, не так уж религиозны... Ах, Наташа, намучаетесь Вы с этим своим созданием. Как Вас угораздило такое породить?"
Смотрю я на собеседницу - и не могу взять в толк: неужели дама не чует (15 лет вместе работаем), что родила я в 2010 году свою улучшенную, усиленную, модернизированную копию, внутри которой возвелись в квадрат все мои исконные жизненные позиции... и комплексы тоже.
У коллеги, кстати, детей нет. Теоретик-музыковед, теоретик по жизни.
По сути, я уже приняла решение - как выводить в реальную жизнь "европейскую девочку"!
Я буду жертвовать её самостоятельностью настолько долго, насколько возможно. Постараюсь укрывать её от всех общественных "прививок взрослости" - пока без них можно пережить. Я предпочту видеть в ней ретрограда, "уходящую натуру"... и даже инфантилизм: жизнь заставит - он сам уйдёт, за ненадобностью.
В жизни моей дочери не будет вседозволенности, а будет строгий регламент.
Будет брак и семья - а до этого просто юность, учёба, труд. Впоследствии - ещё больше труда: сложнее, разнообразнее, продуктивнее.
Дочь - это моя ценность. Это мама моих будущих внуков.
А я мечтаю о внуках. Я хочу, чтобы их родилось много.
Я надеюсь на их здоровую психику.
И да, я выставлю высокий "проходной балл" для претендентов на роль их будущего отца.
И, зная свою дочку, могу быть почти уверена: наши вкусы совпадут.
Дай-то Бог.