Итак, вы здесь. Значит, вас заинтересовал этот заголовок. Почему? Потому что вы не любите Евтушенко и зашли сюда позлорадствовать? Или может потому что любите Евтушенко и возмущены?
Впрочем, не важно. Давайте разбираться.
Чем отличается плагиат от аллюзии или от продолжения традиции?
Аллюзия требует того, чтобы её узнали. Так появляется эпиграф или дубляж формы. Идеальный пример в данном случае - три "памятника» русской литературы.
Ломоносов перевёл Горация, Державин занял форму и переиначил, Пушкин точно так же взял каркас и создал свою творческую программу. Везде взят этот скелет: памятник, его мощные физические свойства, «слух обо мне пройдёт там и там», чем прославился, совет Музе. Каждый текст - самодостаточен, наполнен своей формой. Но связь этих текстов - очевидна.
Продолжение традиции заимствует название или образ, но формирует свежую интерпретацию. Здесь стоит привести в пример то, как до смешного часто Лермонтов «забирал» названия у Пушкина. Однако Лермонтов каждый раз преследовал свои особые цели: мы ведь знаем, как он глубоко уважал Пушкина и как при этом отличалось их мировоззрение.
Этот Пророк, пушкинский, показывает обращение обывателя в поэта. Этот Пророк, лермонтовский, как бы продолжает текст предшественника, смотрит на дальнейшее развитие событий. Этот Узник, пушкинский, метафорический, заканчивается позитивным призывом орла. Этот Узник, лермонтовский, навеян пребыванием в реальном заключении, более требовательный и более пессимистичный.
Теперь то, ради чего мы здесь собрались
Начнём со стихотворения Ивана Бунина «Одиночество».
Чем оно интересно? Первая часть строфы задаёт атмосферу, вторая отражает внутреннее состояние лирического героя. особенно ярко это проявляется в 1 и 3 строфах. Всем очень ярко запоминается финал. «Хорошо бы собаку купить», - в конце герой Бунина вводит образ-символ, намекающий на то, что он нуждается в верном друге.
Тема - одиночество. Женщина «казалась женой», он с ней «сроднился», но теперь она ушла и не вернётся. Планы героя: завести собаку и пить.
Теперь стихотворение Евтушенко.
В центре - образ собаки, олицетворяющей верность. Тема - одиночество. Женщина казалась сестрой, дочерью («сроднился») и женой, но ушла и «не будет женщин здесь других». Хочется пить, только вот собака не разделит с ним этот досуг.
Аллюзия? Нет конкретных отсылок к форме. Более того, форма обеднела и потеряла, например, пейзаж, нарисованный густыми красками.
Продолжение традиции? Но есть ли здесь какая-то воля интерпретации? Что-то своё? Может быть, новое отношение к женщине? Разве что более поверхностное. Может быть, иное настроение лирического героя? Как хотел он пить в самом финале, так и не перехотел.
У меня неоднозначное отношение к Евгению Александровичу. У него есть замечательные стихи. Но есть и следы графомании. Когда же я увидела это стихотворение, мне стало совсем грустно.
Какой у всего этого вывод? Сделайте его сами. Ведь у каждого из вас была своя причина открыть эту статью.
Екатерина Овчинникова, 07.06.2020
Читайте также:
3 поэта, которых будут проходить в школе через 50 лет
Почему Лем назвал Тарковского дураком, или «Книга лучше»