Доброго времени суток, товарищи!
Если F. E. A. R. заставил ходить по моей спине мурашки размером с кулак, а Project Origin разгулял кровь хорошим экшеном и обновлённым сюжетом, то 3 - я часть (ОПЯТЬ - ТАКИ НА МОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД) соединила в себе все лучшие черты своих предшественниц, филигранно поставив точку в истории. Но обо всём по порядку...
Сей шедевр (и это без всякой иронии) вышел в 2011 году, а в работе над ним принял участие легендарный режиссёр, мастер ужасов и фантастики Джон Карпентер, которого мы знаем/помним/любим за такие культовые работы, как "Нечто", "Побег из Нью-Йорка" (в обеих фильмах в гл. роли Курт Рассел), "Чужие среди нас", "Нападение на 13-й участок", "Хэллоуин"( кстати, для большинства своих творений Карпентер сам писал музыку) и т.д.
В заключительной части трилогии возвращается главгерой первой игры - боец спецназа F. E. A. R. с дивным именем Пойнтмен. И тут же появляется первое отличие F. E. A. R. 3 (её название ещё стилизуют как F. 3. A. R.) от предыдущих игрулек - мы узнаём как наш герой выглядит (выглядит он весьма сурово, на коробке с игрой он мне чем-то напомнил актёра Пореченкова).
Помимо Пойнтмена, которого в начале игры, привезённого в латиноамериканскую тюрячку, допрашивают с пристрастием(намереваясь далее очень больно его пытать) утырки из Армахема, нашему взору предстаёт и антагонист первой части - Пакстон Феттел, но вернулся в непривычном формате призрака (ведь его убил Пойнтмен в первой части).
Собственно, в первой cut-cцене именно Феттел вводит игрока в курс дела, рассказывает о себе и о Пойнтмене (а как выяснилось в первой части - они друг другу не чужие люди), и по ходу дела бросает чутка фекалий в Armahem Techonologies (что справедливо) .
Избавившись от армахемовских упырей, герой и злодей покамест зарывают топор войны между собой и идут на встречу с Альмой. Пробираясь через трущобы, они возвращаются в Фэйрпорт, но постоянно спорят насчёт тактических целей ( хотя это не похоже на спор, т. к. он состоит из того, что Пакстон всё время нудит и подкалывает ГГ, а Пойнтмен молча делает то, что считает нужным, не особо обращая внимание на своего фантомного родственника), шинкуют в мелко порубленный сельдерей противников самых разных видов, Пойнтмен то и дело попадает под раздачу со стороны паранормальщины в лице Альмы и одного крайне шумного НЁХа ( а НЁХ будет не абы кто...), в команду включается и старая знакомая Джин Сун Квон, ненадолго в игре, как один ключевых участников сюжета, гостит жертва сексуальных домогательств Альмы, спецназовец Майкл Беккет.
Продвигаясь к финалу, игрок узнаёт об истории Феттела и Пойнтмена, через что они проходили, как такими стали, и кто всё это заварил. Мы подходим к развязке, забарываем всех демонов, но концовка не так проста...
F. 3. A. R. не перестаёт удивлять и завлекать игрока в свои сети, не буду лукавить, если скажу, что в игре положительно буквально ВСЁ!
Персонажи чёткие, проработанные, им можно сопереживать.
Пойнтмен - эталонный герой, отдающий дань уважения боевикам 80-х, но при этом загадочный. Всё время молчит и, на мой взгляд, эта холодная бессловесная суровость придаёт необычайный шарм этому персонажу. Меньше слов, больше дела (ведь его дело - благородное). Мрачно множит на ноль любую сволочь, будь она из плоти и крови, либо очередная паранормальная бурда. Я бы назвал его нуарным Чаком Норрисом ( к тому же, молчание Пойнтмена напомнило мне немногословность Данилы Багрова).
В плане разговоров полную противоположность Пойнтмену составляет Феттел. Он и в первой части был не прочь поговорить, пофилософствовать, но тут он просто какой-то инфернальный коктейль из Тони Старка, Ганса Грубера и Сайруса Вируса из х/ф "Воздушная тюрьма" (улётный боевик 90-х с Кейджем и Малковичем). Пакстон рассказывает игроку историю своей жизни, вальяжно беседует с Пойнтменом, цинично острит... Персонаж просто термоядерный, уж здесь его раскрутили на полную катушку!
Джин Сун Квон и Майкл Беккет конечно не центровые, но тем не менее... Девушка показана как верный честный товарищ, толковый спец своего дела, готовый помочь. А значит, такого человека терять нельзя - поэтому Пойнтмен не раздумывая идёт её спасать, когда её жизни угрожает опасность. Солидарность братьев и сестёр по оружию, по ратной службе. А Майкл - тот персонаж, которого действительно очень жаль, зная его историю в Project Origin. Печалит его судьба и в F. 3. A. R. Боевой офицер, служака, которого использовали все кто только мог и погибший страшной смертью.
А вот кто не заслуживает никакого сожаления, так это главный злодей, пожалуй, всей трилогии - Харлан Уэйд.
Уже в первой части игрок, сложив все сюжетные пазлы, осознал, что под видом учёного мужа (ну мы ведь не можем не уважать седины) скрывается патентованная паскуда и мразь, калечившая и лишавшая жизни ради своего раздутого эго. В заключительной части трилогии его нутро вышло окончательно и бесповоротно, и мы видим истинное обличие - это не просто упивающийся чувством превосходства над другими психопат ( в Armahem таких было навалом, как и среди тех, на кого они работали), это настоящее чудовище, во всех смыслах этого слова.
И как всегда, с нами на протяжении всей игры Альма Уэйд.
Здесь Альма, несмотря на постоянное присутствие, не является злом, она не чинит нам никакого вреда. И в этой части её история закончится. Этот персонаж, как ни крути, самый трагичный во всей трилогии.
Какие ещё есть плюсы в F. 3. A. R. ?
Как обычно, это испепеляющий экшн! Всё как мы любим! Оружия целый арсенал, порой глаза разбегаются! Куча автоматического оружия, ракетницы, гранаты разных видов, штурмовики... Меня поначалу смущал дизайн здешнего дробовика (патроны в каком-то стеклянном футляре), но ТТХ у него уровня дробашей в фильмах Джона Ву - а это значит, дробовик тут просто машина смерти в ближнем бою.
Враги в игре - любо-дорого валить! Армахемские спецназёры, внушительные фазовые командиры, боссы-вертолёты, всех их хватает с избытком! Ливень пуль, вихри взрывов и водопад крови! Тем паче, противника можно устранять самыми разными методами, и за успех получать очки.
Именно накопление навыков, повышение уровней за разные испытания ярко выделяют F. 3. A. R. из всей трилогии. Вы можете зарабатывать опыт, повышая навыки бойца: убийство из укрытия, неуязвимость, рукопашный бой, "снятие часового" и т. д. Меня это так увлекало, что я десятки раз переигрывал какие-то моменты, лишь бы заработать навык.
Из новых врагов есть культисты, поклоняющиеся Альме. Это поехавшие от взрыва жители Фэйрпорта. Нападают толпой, идут на ближний бой с холодным оружием, некоторые метают в тебя острые предметы, я урабатывал их в основном в рукопашную.
А ещё эти ребята утончённые художники))).
Есть ещё чёрные твари - очередные порождения Альмы. Жуткие, сильные, шустрые. Нападают стаей.
С хоррор-элементами полный порядок. Даже слов не хватит, повторюсь, чтобы это прочувствовать надо играть. Про слоу-мо, уверен, все уже понимают..))))
А так же, игрок может собирать куклы Альмы))
И вишенка на торте - двойная концовка, исход которой зависит о накопленных навыков. После победе Пойнтмена идут титры, во время которых звучит шлягер американского ВИА "Danzig" - "Mother". Кстати, после титров будет сюрприз)))
Нужно упомянуть и о возможности играть за Феттела, но я за него не играл, поэтому ничего не могу сказать по этому поводу (БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ В КОММЕНТАРИЯХ ИГРАВШИЕ ЗА ФЕТТЕЛА ПОДЕЛЯТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ).
Подытожим. Трилогия F. E. A. R. - это пример замечательной игро-Вселенной, в которой экшн-стены и хоррор-крыша с атмосферной отделкой стоят на мощном сюжетном фундаменте. Сюжетная основа завладевает игроком и не отпускает, раскрываются персонажи, появляются неожиданные повороты. Напряжённая атмосфера ужаса, проникновенная история, чумовая боёвка... Всё на 5+. При том каждая часть трилогии обладает своей изюминкой, что даже для кинематографа уже становится редкостью. И раз уж я вспомнил кино, то повторюсь, что сюжет игры прям просится на экранизацию. Жаль, что киноделы могут всё запороть)).
Но не будем завершать на миноре. Данная игро-трилогия - крайне зрелищное произведение игрового искусства, не оставившее меня равнодушным и вынуждающее меня периодически к ней возвращаться!
Такие думки. А какие игро-Вселенные впечатлили Вас? Буду рад Вашим комментариям!
1. Трилогия F. E. A. R. Экшн-хоррор на века. Часть 1.
2. Трилогия F. E. A. R. Экшн-хоррор на века. Часть 2.