На севере России, в Мурманской области, есть небольшой город Кировск. В нём живёт около 26 тыс. человек, но зданию вокзала в лучшие годы мог бы позавидовать любой старинный и большой город.
Станция Кировск-Мурманский была открыта всего через несколько лет после основания самого города. В этих местах открыли богатые залежи апатито-нефелиновых руд, построили рудники и горно-обогатительный комбинат. И для работы нужны были люди, и людям нужен был транспорт.
Так что через Кировск ходила электричка к станции Апатиты-1, которые уже была значимым транспортным узлом.
Здесь никогда не было крупного транспортно-пересадочного узла или туристического пассажиропоток. Почему же посреди рабочего городка построили такой дворец?
Старые расписания показывают, что из поездов дальнего следования на этой станции можно было сесть только в прицепной вагон до Ленинграда, и то в 1940-х годах. Ещё через день ходила электричка до Кандалакши.
Несмотря на исключительно районное значение, вокзал был очень и очень достойным. Здесь было всё: камеры хранения, кассы, киоски, один из лучших ресторанов Кировска, залы ожидания...
А построили это великолепное здание в честь проведения всемирного конгресса горняков — специалисты съезжались именно в Кировск.
Его начали строить в 1934 год, а в 1939-м состоялось торжественное открытие. Большое великолепно отделанное здание с высокими потолками, просторными залами и колоннами было облицовано каменными плитами. Роскошные интерьеры венчали бронзовые люстры, а в главном зале висела копия "Девятого вала" Айвазовского.
И в течение полувека вокзал держал марку и был главной городской достопримечательностью.
Но в 1990-х годах значимость рудника и завода упала, железнодорожная ветка была закрыта и позже демонтирована, закрылся и вокзал. А через полгода на нём случился пожар.
Вокзал решили не восстанавливать. Всё самое ценное вывезли, остальное было разграблено местными жителями.И даже частные инвесторы пытались выкупить вокзал лишь для создания там склада. Кировск-Мурманский уже никогда не будет восстановлен.
Часть колонн сохранилась до сих пор. Ещё видны арочные окна, лестницы на второй этаж и — профиль Ленина на мемориальной доске. В остальном, увы, полная разруха.
Крыши давно нет. Всю длинную полярную зиму в заброшенных залах лежат сугробы, а летом вырастают кусты и трава.