Найти тему

Какое общественное движение было при Николае I и Александре II?

Николай I
Николай I
Александр II
Александр II
В этой статье мы разберём общественные движения при двух разных императорах

Общественное движение. Это тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Исходя из определения, уже можно понять, что такие течения всегда будут актуальны. И сегодня вы узнаете, какие движения были при Николае 1 и при Александре 2, а также поймёте насколько сильно они изменились или их идеи остались такими же.

  • Консерваторское направление при Николае 1:

Представители консерватизма исходили из необходимости сохранения в России самодержавия и крепостничества. Они опирались на идеи эпохи Просвещения (взаимный союз народа и государя) и на идеи Петровской эпохи (царь – “Отец Отечества”). Более точное выражение консерватизм получил в теории официальной народности, разработанной С. С. Уваровым.

Сергей Семёнович Уваров
Сергей Семёнович Уваров

Она строилась на трёх принципах: православие, самодержавие, народность. Православие – духовная основа народа, нравственный стержень государства. Самодержавие – лучшая и единственная возможная форма правления для России. Народность – отсутствие социальных противоречий, единство царя и народа. На основе этих идей считали, что социально-политические изменения в стране не нужны. Во второй четверти 19 века эту идеологию развивали журналисты Ф. Б. Булгарин и Н. И. Греч в журналах “Сын Отечества”, ”Северный архив”, в газете ”Северная пчела”.

Булгарин Фадей Венедиктович
Булгарин Фадей Венедиктович
Греч Николай Иванович
Греч Николай Иванович

Так они восхваляли российскую монархию. Профессор Погодин обосновал в своей теории образования государства, что на западе оно сложилось из-за завоеваний, а у нас – из-за добровольного единения царя с народом. Он также считал крепостное право опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян. Профессор Шевырёв противопоставлял “разлагающийся и гниющий Запад” “святой Руси”. Профессор Сенковский в журнале “Библиотека для чтения” выступал против участников французской революции, критиковал “Мёртвые души”. В середине 1830-х гг. консерваторские издания образовали “журнальный триумвират”. Его представители пользовались благосклонностью императора, который надеялся перевести общественные настроения в консерваторское русло.

  • Консерваторское направление при Александре 2:

Консерваторы, как и раньше, опирались на “теорию официальной народности”. Считали, что в стране нужно сохранить неограниченную монархию, привилегированное положение дворян, укрепить религиозность, общественные институты и патриархальный образ жизни. Во внешней политике развивали идею панславизма. Их идеи выражала газета “Московские ведомости”. Это издание было в стране одним из самых многотиражных и возглавлял его Катков. Консерваторы имели поддержку от представителей всех сословий. Приверженцами этой идеологии также были многие деятели правительства, например, Д. А. Толстой. Он занимал должности обер-прокурора Синода и министра народного просвещения.

Катков Михаил Никифорович
Катков Михаил Никифорович
Толстой Дмитрий Андреевич
Толстой Дмитрий Андреевич

  • Либеральное направление при Николае 1:

Это направление во второй четверти 19 века представляли собой славянофилы и западники. Их общая цель была одна – необходимость перемен в социально-политической системе России. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с участием или с согласием верховной власти. Но славянофилы и западники по-разному видели пути изменения к лучшему.

Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. К чертам самобытности они относили, например, крестьянскую общину, земские соборы. Так формулировал идеальную форму осуществления власти Аксаков “Сила власти – царю, сила мнения - народу”.

Аксаков Сергей Тимофеевич
Аксаков Сергей Тимофеевич

Православие они считали единственной верной религией. По их мнению, не следовало копировать западные ценности и образы жизни, потому что это нанесёт вред русской культуре, поэтому реформы Петра 1 они воспринимали негативно. Залог успеха России они видели в общине, отмене крепостничества, возрождение Земских соборов, православии. Славянофилы внесли большой вклад в изучение историй, традиций, культуры русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским. Среди них были братья Киреевские, Хомяков, браться Аксаковы, Кошелев, Самарин.

Западники же полагали, что развитие России и Европы должны происходить по одному пути, поэтому есть необходимость отменить крепостное право, установить конституционную монархию, ввести парламент, развивать рыночную экономику, установить права и свободы граждан. Они положительно относились к реформам Петра 1. Часто идеализировали европейское общественное устройство. К ним относились Чаадаев, Грановский, Соловьёв, Кавелин, Белинский, Тургенев.

  • Либеральное направление при Александре 2:

Приверженцами этого течения оставались по-прежнему славянофилы и западники. На страницах общественных журналов (“Отечественные записки”, “Русская беседа”, “Современник” и др.) они вели обсуждения реформ и размышляли о путях развития страны. Благодаря реформам в системе образования начинает складываться особый слой – разночинцы. Учебных заведений становилось всё больше, доступ в них открывался более широких слоям общества, поэтому получить образование могли не только дворяне. Разночинцы критически смотрели на российскую действительность и были полны энергии её изменить. Разночинная интеллигенция активно поддержала земскую реформу, чтобы улучшить жизнь и быт крестьян, изменить ситуацию на местах. Они шли работать в земства в качестве учителей, докторов, журналистов и др. Активно помогали в проведении крестьянской реформы.

  • Радикальное направление при Николае 1:

К представителям радикализма относят сторонников необходимости кардинальных перемен системы путём революции. Они встречаются в революционных и просветительских кружках 1820-1840-х гг. Кружки эти были немноголюдны и демократичны по составу и их основными представителями были разночинцы. Большая часть таких кружков была в Москве, так как в столице надзор был строже: власти боролись с ними посредством полицейского надзора, цензуры печати.

Кружок братьев Критских – существовал с 1826 по 1827 год. Развивали декабристские идеи и тактику. Они вели пропаганду революционных идей среди офицеров, студентов, чиновников. Не исключали цареубийство. В день коронации Николая 1 разбросали на Красной площади прокламации с призывом к свержению самодержавия. Но кружок раскрыли, участников заключили в тюрьму, некоторых отдали в армию.

Кружок Н. В. Станкевича – 1831 – 1839-е гг. посвятил свою деятельность изучению работ западных философов. Участники кружка (Белинский, Бакунин и др.) осуждали крепостничество, возлагали большие надежды на просвещение, которое будет способствовать обновлению России. Кружок распался с отъездом его организатора за границу.

Станкевич Николай Владимирович
Станкевич Николай Владимирович

Были и приверженцы социальных идей. Члены кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарёва читали произведения французских писателей, анализировали революционные события в Европе, изучали теорию утопического социализма. Кружок раскрыла полиция. Организаторы отправлены в ссылку, остальные – под надзор. Позже, в эмиграции, Герцен напишет теорию русского социализма. Он считал, что такое положение в России является идеальной почвой для построения социализма.

Герцен Александр Иванович
Герцен Александр Иванович
Огарёв Николай Платонович
Огарёв Николай Платонович

Кружок петрашевцев – 1845 – 1849-е гг. Участники данного кружка были приверженцами утопического социализма. Среди участников были Достоевский, Салтыков-Щедрин, Спешнев, Милютин и др. Они обсуждали проблемы России, критиковали крепостное право и самодержавие. Составили “Карманный словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка”, где пропагандировали свои идеи. Средством решения своих проблем они считали организацию революционных центров и восстание крестьян на Урале, Дону, Кавказе, в Сибири. В 1849 г. Их раскрыли и отправили в ссылки.

  • Радикальное направление при Александре 2:

Многие либерально настроенные деятели в 1860-1870-х гг. изменили свою позицию по отношению к правительству. Если раньше поддерживали реформы, то теперь стали их критиковать и искать другие пути изменений в стране. Более радиальные (государственный переворот, заговор, революция). После крестьянской реформы многие либералы увидели в ней недостаточность преобразований. Во многих городах стали складываться кружки с такими радикальными деятелями, причём такое влияние на них оказали резкие статьи Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. П. Огарёва. Они стали распространять прокламации, в которых призывали крестьян к немедленному всеобщему бунту. В 1861 г. Эти кружки объединились в организацию “Земля и воля”, название которой означало их цель. Но добиться восстания они не смогли и в 1864 г. Организация распалась. Среди разночинцев распространились представители нигилизма (наиболее яркий представитель – Д. И. Писарев). В своих статьях он отрицал общепринятые ценности и морали. Из-за подобного отрицания всего ради своих целей произошло формирование радикальных настроений. Так приходской учитель Нечаев попытался создать организацию “Народная расправа”, для восстания против текущего порядка. В 1869 году он написал “Катехизис революционера”, в котором призывал бороться всеми средствами с правительством без поддержки крестьян. Но организация была раскрыта, а участники отданы под суд.

Чернышевский Николай Гаврилович
Чернышевский Николай Гаврилович

  • Народничество:

В отличии от общественного движения при Николе 1 в 1870-е гг. в радикальном движение сложилось особое – народничество. Более подробное описание вы сможете найти в другой статье о народниках:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/v-chem-osobennost-narodnicheskogo-dvijeniia-i-s-kakimi-ideiami-narodnikov-mojno-soglasitsia-a-s-kakimi-net-5ed86034ebee8238642eaac6

  • Итог:

Взяв в сравнение общественного движения при Николае 1 и Александре 2 можно сказать, что консерваторы в обоих случаях следовали теории официальной народности, но при Александре 1 стали развивать идею панславизма. Либеральное направление тоже не сильно изменилось: во главе этого течения оставались западники и славянофилы, но при Александре 2 появился новый слой населения – разночинцы. Радикальное направление было настроено решительно. Они критически смотрели на российскую действительность и пытались всеми способами её изменить.

Если вам понравилась статья, то ставьте нравиться и подписывайтесь на канал. Это очень важно для его развития :)

Другие статьи на исторические темы:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/pochemu-krasnyi-i-baron-5ed903a940bffb2b6fd3483d

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/pochemu-vneshniaia-politika-aleksandra-2-byla-udachnoi-no-dala-malo-rezultatov-5ed8915ba039be1d18f71120

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/v-chem-osobennost-narodnicheskogo-dvijeniia-i-s-kakimi-ideiami-narodnikov-mojno-soglasitsia-a-s-kakimi-net-5ed86034ebee8238642eaac6

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/kakogo-haraktera-byla-politika-aleksandra-3-i-takoi-li-on-uj-carmirotvorec-5ed85d942de7905b034500e1

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/v-chem-vyrajalas-i-v-kakom-napravlenii-shlo-razvitie-rossii-v-nachale-20-veka-i-kakie-protivorechiia-v-razvitii-nabliudalis-5ed857d8a2ca8d7b3c88c797

https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8564d0215af558b7c3cc5/jeleznyi-kancler-5eda643c580eee49d98af786

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц