Найти тему
Vita

Как сюжетно-ролевые игры влияют на развитие самооценки у детей шестого года жизни.

Сюжетно-ролевая игра "дочки-матери"  08.10.2018г.
Сюжетно-ролевая игра "дочки-матери" 08.10.2018г.

За время учёбы я провела огромную исследовательскую работу на эту тему, так как она актуальна в нашем современном мире. И я знаю, что лучше формировать самооценку до семи лет.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. 

Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объектa.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память и формируют самооценку. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.

Старший дошкольный возраст является важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, которая возникает на основе знаний и мыслей о себе. С возрастом самооценка у детей старшего дошкольного возраста становится все более правильной, полнее отражающей его возможности.

Самооценка и ее особенности проявляются в игре, как в ведущей деятельности дошкольника. Многими исследователями, как зарубежными, так и отечественными, указывается, что ролевая игра в старшем дошкольном возрасте имеет решающее значение в развитии самооценки. Для сюжетно-ролевой игры характерно то, что в игре дети имеют возможность применять свой опыт, знания, умения, так как здесь нет строгих правил и требований взрослого, связанных с получением определенного результата. Оценка игровой группы дошкольников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. 

Для того чтобы узнать какая самооценка у ребёнка на данный момент можно использовать несколько методик, которые я так же использовала в своей исследовательской работе:

1 методика – Проба де Греефе.

Перед проведением методики с детьми надо провести занятие на тему «Чем отличается поведение плохих и хороших детей, какими качествами они обладают».

Инструкция по проведению методики.

«Перед вами три кружка: кружок с зеленым крестиком обозначает себя, кружок с красным крестиком обозначает вашего воспитателя, кружок с голубым крестиком обозначает вашего друга. От каждого кружка надо опустить линию вниз. От того, кто из вас троих самый хороший надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый плохой, - самую короткую; от того, кто не хороший, но и не плохой, - среднюю. После выполнения задания с каждым ребенком беседуют индивидуально и просят объяснить свое решение.

2 методика – Лесенка

Методика проводится индивидуально. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь?

3 Методика социометрия для дошкольников «Два домика»

4 методика – «Нарисуй себя»

Детям предлагают нарисовать сначала плохого мальчика(девочку) коричневым и черным карандашами, затем хорошего мальчика(девочку) красным и синим карандашами, и в конце педагог предлагает все четыре карандаша и говорит: «А теперь нарисуй себя». По самым последним рисункам и оценивается результат.

Таким образом, можно отметить, что самооценка является тем фундаментом, на котором происходит становление личности человека. От того, какова самооценка человека, зависит его жизненная позиция, то, как он относится к окружающим людям и к миру в целом, как решает свои проблемы. Для формирования самооценки старшего дошкольника необходимо ставить задачи, которые будут связаны с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. В этой связи игра занимает достойное место. Именно игры ставят ребенка в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе: оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Игра ведет за собой развитие личности ребенка – в игре развиваются самооценка и психика ребенка. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные качества и корректировать самооценку дошкольников. 

В конце могу добавить, что от Вас родители и воспитатели зависит будущее ребёнка, так что относитесь к нему как к личности. Всего хорошего.