57,4K подписчиков

Знаменитая "Аэрокобра" - реальность и мифы.

28K прочитали
 Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи.

Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи. Уважаемые поклонники журналов "Мир авиации", "Авиация и время", "Моделист-конструктор" и пр.! Прежде чем рассказывать в комментариях автору "как это было", пожалуйста, ознакомьтесь с указанным документом. Впрочем, из одного и того же текста каждый вправе сделать свои выводы. Автор же вправе делать свои, которые он, кстати, никому не навязывает, а предлагает читателю для ознакомления вместе с исходным документом.

Отчеты о боевых действиях. № документа: 437, Дата создания документа: 03.03.1947 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20046, Опись: 0000001, Дело: 0039, Лист начала документа в деле: 61
Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Покрышкин, гв. полковник Абрамович. Ссылка на фотокопию оригинала в конце статьи (всего 53 стр.).
Отчеты о боевых действиях. № документа: 437, Дата создания документа: 03.03.1947 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20046, Опись: 0000001, Дело: 0039, Лист начала документа в деле: 61 Авторы документа: 9 гв. иад, гв. полковник Покрышкин, гв. полковник Абрамович. Ссылка на фотокопию оригинала в конце статьи (всего 53 стр.).
Личная подпись Гвардии полковника Покрышкина.
Личная подпись Гвардии полковника Покрышкина.

Отчет написан после войны (1947 год) и описывает период февральских боев 1945 года за расширение захваченных плацдармов на Одере и прорыва немецкой обороны с последующим окружением вражеской группировки в районе Бреслау (1-й Украинский фронт).

9 ГИАД была ОДНОЙ ИЗ НЕМНОГИХ авиационных соединений истребительной авиации (не путать с авиацией ПВО), на вооружении которой в 1945 году состояли самолеты иностранного производства. Подавляющее большинство советских ИАД в 1944-45 годах воевали исключительно на отечественных истребителях (подробней см тут).

Несколько Ла-7 имелось и в 9 ГИАД, в частности на одном летал сам Покрышкин. Однако переучивание на новый тип истребителя всегда занимает время и дает издержки (временное понижение боеспособности или даже отвод в тыл, летные происшествия и т.п.) . Дивизия Покрышкина же выполняла поставленные задачи и так, так что знаменитому асу оставили возможность воевать на "Аэрокобрах", называть же этот самолет "лучшим" абсолютно некорректно. У него были свои преимущества, которые умело использовали опытные летчики, но были и свои недостатки, причем существенные.

Первое, на что следует обратить внимание: ГЛАВНЫМ ПРОТИВНИКОМ "Аэрокобр" Покрышкина в описываемый период были не истребители Мессершмитта, а штурмовые модификации FW-190, созданные для непосредственной поддержки войск. Конкретный тип в отчете не указан, но по характеру описываемых действий можно предположить, что это FW-190F . Не лишним будет помнить, что бомбовая нагрузка этих истребителей-бомбардировщиков составляла до 1000 кг, они имели дополнительную броню и для маневренного воздушного боя (в отличии от Bf-109 G, например) подходили мало.

Стр. 49 Отчета.
Стр. 49 Отчета.

Собственно, из таблицы это все видно и без пояснений автора - из 38 сбитых в воздушных боях самолетов противника 31 это FW-190. Мессершмиттов же сбито только 3, а двухмоторный Ju-88 и вовсе один (при этом данный тип указан в отчете как наиболее часто используемый противником в атаках на наши переправы, наряду с FW-190). Всей дивизией во всех воздушных боях месяца (без учета штурмовых ударов по аэродромам и наземным целям)израсходовано 868 37-мм снарядов, 8246 патронов калибра 12.7 мм и 9920 калибра 7.62 мм.

Собственные потери дивизии. Стр. 50 Отчета.
Собственные потери дивизии. Стр. 50 Отчета.

Собственные потери 9 ГИАД составили за февраль 5 "Аэрокобр", две из которых потеряны в результате летных происшествий. Автор сознательно выбрал для анализа отчет февраля 1945 года. Это конец войны, по идее опыт эксплуатации американских самолетов накоплен уже большой, все "детские болезни" позади, также и летчики на пике формы, при этом авиация противника все еще сильна и действует активно. Один из потерянных Р-39, отмеченный как "небоевая потеря, связанная с выполнением боевого задания" сел с неработающим двигателем, будучи поврежден огнем вражеской зенитной артиллерии и разбился. Вторая "Аэрокобра" сгорела в воздухе вместе с летчиком при перелете с одного аэродрома на другой 19 февраля. Причиной происшествия предположительно назван обрыв шатунов - вечная болезнь Р-39.

Ниже представлена стр.40 Отчета с полным описанием обстоятельств потерь. Обратите внимание - в воздушном бою 3 февраля "Аэрокобра" ст.лейтенанта Графина сбита парой Мессершмиттов, он же сбит повторно 28 февраля, когда вылетел по тревоге на усиление воздушного патруля в сопровождении неопытного ведомого. На этот раз летчик погиб. Второй погибший - младший лейтенант, сбит 20 февраля "из-за плохого взаимодействия пар".

 Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи.-6

Имея основной задачей прикрытие наземных войск от атак немецкой штурмовой и бомбардировочной авиации, летчики дивизии сплошь и рядом занимались не уничтожением вражеских самолетов, а "вытеснением их из зоны патрулирования", что неоднократно отмечал сам Покрышкин в качестве недостатка.

Процитирую дословно (стр.32 отчета):

"Наш патруль, действуя по принципу выталкивания самолетов противника из района, не отрезал им путь выхода из боя в облака и со снижением, поэтому уничтожил только 1 самолет и даже одиночные самолеты противника, атаковав группу, уходили безнаказанно".

Это замечание продублировано и в общих выводах в качестве присущего летчикам дивизии недостатка. т.е. такая тактика истребителями 9 ГИАД применялась регулярно.

Упоминается также характерный прием немецких FW-190 - оборонительный круг. Такая тактика применялась и нашими штурмовиками, она лишний раз подтверждает, что "Аэрокобры" дивизии Покрышкина, защищая наши наступающие части, преимущественно имели дело с "авиацией поля боя", а не истребителями, предназначенными для ведения маневренного воздушного поединка с истребителями же противника.

Вот он, главный противник "Аэрокобр" 9 ГИАД в феврале 1945. FW-190 F.
Вот он, главный противник "Аэрокобр" 9 ГИАД в феврале 1945. FW-190 F.

И при всем при этом "лучшие в мире" Р-39, управляемые летчиками прославленного соединения, минимум половина из которых имеет серьезный боевой опыт, предпочитают "выталкивать" вражеские истребители-бомбардировщики из зоны патрулирования, заставив их сбросить неприцелно бомбы.

Грешить на нежелание воздушных бойцов погибать в конце войны язык вряд ли у кого повернется, абы кого в состав Гвардейской дивизии не включали. Имели значения и выплаты "за сбитый" и личный престиж и уверенность в своих силах. Вспомним список потерь - один и тот же летчик сбит два раза, второй - явно молодой и неопытный младший лейтенант (еще один погиб на земле - там темная история, возможно небрежное обращение с оружием). Так в чем же причина? Ответ очевиден - в характеристиках матчасти, проще говоря, в возможностях "Аэрокобры" вести воздушный бой в данных конкретных условиях. Во всяком случае, такой вывод логичен.

И уж точно, если бы "Аэрокобра" и правда превосходила "все типы отечественных и немецких истребителей", как часто пишут в комментариях "любители авиации" и компьютерных стрелялок, такого эффекта точно бы не наблюдалось.

Своей эффективностью 9 ГИАД во многом обязана лично командиру - Александру Ивановичу Покрышкину, который был не только асом, но и прекрасно разбирался в вопросах тактики воздушного боя. Он сумел организовать практически идеальную работу службы наведения с использованием отечественной РЛС РУС-2 (установки этого типа работали на аэродромах базирования дивизии постоянно), в результате чего воздушные патрули "Аэрокобр" эффективно перехватывали вражеские самолеты.

Ниже как раз такой пример. 4 февраля 1945 года патруль Гв.ст. л-та Вахненко сорвал эшелонированный по времени и высоте налет трех групп немецких штурмовиков, прикрываемых парами Мессершмиттов, сбив два FW-190 внезапной атакой (лишний раз подтверждается тезис, что большинство сбитых самолетов - результат первой атаки).

 Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи.-8
Стр.32 Отчета. Описание воздушного боя  4.2.1945.
Стр.32 Отчета. Описание воздушного боя 4.2.1945.

Ознакомившись с описанием этого боя на приведенном выше фрагменте, читатель сам убедится, что ни о каком техническом превосходстве "Аэрокобр" речь даже не идет, зато на лицо тактическое мастерство летчиков и отличная работа наземных служб.

Полностью с текстом Отчета можно ознакомиться по ссылке.

После прочтения комментариев решил дополнить статью "бонусным" документом (это 329 ИАД):

 Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи.-10
Рапорты. № документа: 601, Дата создания документа: 15.04.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20290, Опись: 0000001, Дело: 0040, Лист начала документа в деле: 93
Авторы документа: 329 иад, гв. инженер-майор Володин.
Рапорты. № документа: 601, Дата создания документа: 15.04.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 20290, Опись: 0000001, Дело: 0040, Лист начала документа в деле: 93 Авторы документа: 329 иад, гв. инженер-майор Володин.

Это те самые характеристики, по поводу которых так много было замечаний автору.