Эта статья написана на основе подлинного (подписанного самим Покрышкиным) отчета о боевых действиях 9-й ГИАД. Ссылка на оригинал в конце статьи. Уважаемые поклонники журналов "Мир авиации", "Авиация и время", "Моделист-конструктор" и пр.! Прежде чем рассказывать в комментариях автору "как это было", пожалуйста, ознакомьтесь с указанным документом. Впрочем, из одного и того же текста каждый вправе сделать свои выводы. Автор же вправе делать свои, которые он, кстати, никому не навязывает, а предлагает читателю для ознакомления вместе с исходным документом.
Отчет написан после войны (1947 год) и описывает период февральских боев 1945 года за расширение захваченных плацдармов на Одере и прорыва немецкой обороны с последующим окружением вражеской группировки в районе Бреслау (1-й Украинский фронт).
9 ГИАД была ОДНОЙ ИЗ НЕМНОГИХ авиационных соединений истребительной авиации (не путать с авиацией ПВО), на вооружении которой в 1945 году состояли самолеты иностранного производства. Подавляющее большинство советских ИАД в 1944-45 годах воевали исключительно на отечественных истребителях (подробней см тут).
Несколько Ла-7 имелось и в 9 ГИАД, в частности на одном летал сам Покрышкин. Однако переучивание на новый тип истребителя всегда занимает время и дает издержки (временное понижение боеспособности или даже отвод в тыл, летные происшествия и т.п.) . Дивизия Покрышкина же выполняла поставленные задачи и так, так что знаменитому асу оставили возможность воевать на "Аэрокобрах", называть же этот самолет "лучшим" абсолютно некорректно. У него были свои преимущества, которые умело использовали опытные летчики, но были и свои недостатки, причем существенные.
Первое, на что следует обратить внимание: ГЛАВНЫМ ПРОТИВНИКОМ "Аэрокобр" Покрышкина в описываемый период были не истребители Мессершмитта, а штурмовые модификации FW-190, созданные для непосредственной поддержки войск. Конкретный тип в отчете не указан, но по характеру описываемых действий можно предположить, что это FW-190F . Не лишним будет помнить, что бомбовая нагрузка этих истребителей-бомбардировщиков составляла до 1000 кг, они имели дополнительную броню и для маневренного воздушного боя (в отличии от Bf-109 G, например) подходили мало.
Собственно, из таблицы это все видно и без пояснений автора - из 38 сбитых в воздушных боях самолетов противника 31 это FW-190. Мессершмиттов же сбито только 3, а двухмоторный Ju-88 и вовсе один (при этом данный тип указан в отчете как наиболее часто используемый противником в атаках на наши переправы, наряду с FW-190). Всей дивизией во всех воздушных боях месяца (без учета штурмовых ударов по аэродромам и наземным целям)израсходовано 868 37-мм снарядов, 8246 патронов калибра 12.7 мм и 9920 калибра 7.62 мм.
Собственные потери 9 ГИАД составили за февраль 5 "Аэрокобр", две из которых потеряны в результате летных происшествий. Автор сознательно выбрал для анализа отчет февраля 1945 года. Это конец войны, по идее опыт эксплуатации американских самолетов накоплен уже большой, все "детские болезни" позади, также и летчики на пике формы, при этом авиация противника все еще сильна и действует активно. Один из потерянных Р-39, отмеченный как "небоевая потеря, связанная с выполнением боевого задания" сел с неработающим двигателем, будучи поврежден огнем вражеской зенитной артиллерии и разбился. Вторая "Аэрокобра" сгорела в воздухе вместе с летчиком при перелете с одного аэродрома на другой 19 февраля. Причиной происшествия предположительно назван обрыв шатунов - вечная болезнь Р-39.
Ниже представлена стр.40 Отчета с полным описанием обстоятельств потерь. Обратите внимание - в воздушном бою 3 февраля "Аэрокобра" ст.лейтенанта Графина сбита парой Мессершмиттов, он же сбит повторно 28 февраля, когда вылетел по тревоге на усиление воздушного патруля в сопровождении неопытного ведомого. На этот раз летчик погиб. Второй погибший - младший лейтенант, сбит 20 февраля "из-за плохого взаимодействия пар".
Имея основной задачей прикрытие наземных войск от атак немецкой штурмовой и бомбардировочной авиации, летчики дивизии сплошь и рядом занимались не уничтожением вражеских самолетов, а "вытеснением их из зоны патрулирования", что неоднократно отмечал сам Покрышкин в качестве недостатка.
Процитирую дословно (стр.32 отчета):
"Наш патруль, действуя по принципу выталкивания самолетов противника из района, не отрезал им путь выхода из боя в облака и со снижением, поэтому уничтожил только 1 самолет и даже одиночные самолеты противника, атаковав группу, уходили безнаказанно".
Это замечание продублировано и в общих выводах в качестве присущего летчикам дивизии недостатка. т.е. такая тактика истребителями 9 ГИАД применялась регулярно.
Упоминается также характерный прием немецких FW-190 - оборонительный круг. Такая тактика применялась и нашими штурмовиками, она лишний раз подтверждает, что "Аэрокобры" дивизии Покрышкина, защищая наши наступающие части, преимущественно имели дело с "авиацией поля боя", а не истребителями, предназначенными для ведения маневренного воздушного поединка с истребителями же противника.
И при всем при этом "лучшие в мире" Р-39, управляемые летчиками прославленного соединения, минимум половина из которых имеет серьезный боевой опыт, предпочитают "выталкивать" вражеские истребители-бомбардировщики из зоны патрулирования, заставив их сбросить неприцелно бомбы.
Грешить на нежелание воздушных бойцов погибать в конце войны язык вряд ли у кого повернется, абы кого в состав Гвардейской дивизии не включали. Имели значения и выплаты "за сбитый" и личный престиж и уверенность в своих силах. Вспомним список потерь - один и тот же летчик сбит два раза, второй - явно молодой и неопытный младший лейтенант (еще один погиб на земле - там темная история, возможно небрежное обращение с оружием). Так в чем же причина? Ответ очевиден - в характеристиках матчасти, проще говоря, в возможностях "Аэрокобры" вести воздушный бой в данных конкретных условиях. Во всяком случае, такой вывод логичен.
И уж точно, если бы "Аэрокобра" и правда превосходила "все типы отечественных и немецких истребителей", как часто пишут в комментариях "любители авиации" и компьютерных стрелялок, такого эффекта точно бы не наблюдалось.
Своей эффективностью 9 ГИАД во многом обязана лично командиру - Александру Ивановичу Покрышкину, который был не только асом, но и прекрасно разбирался в вопросах тактики воздушного боя. Он сумел организовать практически идеальную работу службы наведения с использованием отечественной РЛС РУС-2 (установки этого типа работали на аэродромах базирования дивизии постоянно), в результате чего воздушные патрули "Аэрокобр" эффективно перехватывали вражеские самолеты.
Ниже как раз такой пример. 4 февраля 1945 года патруль Гв.ст. л-та Вахненко сорвал эшелонированный по времени и высоте налет трех групп немецких штурмовиков, прикрываемых парами Мессершмиттов, сбив два FW-190 внезапной атакой (лишний раз подтверждается тезис, что большинство сбитых самолетов - результат первой атаки).
Ознакомившись с описанием этого боя на приведенном выше фрагменте, читатель сам убедится, что ни о каком техническом превосходстве "Аэрокобр" речь даже не идет, зато на лицо тактическое мастерство летчиков и отличная работа наземных служб.
Полностью с текстом Отчета можно ознакомиться по ссылке.
После прочтения комментариев решил дополнить статью "бонусным" документом (это 329 ИАД):
Это те самые характеристики, по поводу которых так много было замечаний автору.