Врачи стали главными героями последних месяцев. Мы переживаем за докторов, медсестер, сиделок и санитаров. Мы надеемся на них, и мы очень боимся за их жизни. А еще читаем книги, написанные врачами или посвященные людям этой профессии.
В литературе уже сложился образ врача-повествователя. Циник-гуманист, человек со специфическим чувством юмора. Рассказчик, способный взглянуть на мир предельно жестоко, но и увидеть скрытые силы гармонии, что управляют им.
Наверное, главный врач всей мировой литературы – это Чехов. Его юмор режет как скальпель, его безжалостность к себе и другим поражает воображение. Не случайно, что его прозрачная лаконичная проза и драматургия так любимы во всем мире. Чтение Чехова – терапия. Но перед исцелением он сделает вам очень больно, констатируя несовершенство мироустройства.
Медицина и классики
Другой русский классик, выросший из врачебной прозы, – это, конечно, Михаил Булгаков. Любопытно, что именно Булгаков создал самую оптимистичную историю любви в романе «Мастер и Маргарита». Другой такой волшебной нежности и надежды русская литература не знает.
Врачом был и Артур Конан Дойл (вспомните его дневник лекаря на китобойном судне), Сомерсет Моэм, Григорий Горин, Василий Аксенов и многие другие литераторы. Кто же наследует им? Оливер Сакс, Абрахам Вергезе, Александр Стесин, Халима Башир и многие другие.
Башир, Луис: Слезы пустыни
В детстве Халима Башир — первая женщина-врач африканского народа загава, — мечтала лечить односельчан, но жизнь сложилась иначе. Колоритные зарисовки деревенской жизни, драматичные эпизоды трудной школьной поры, увлекательные сценки времен университета сменяются леденящими кровь картинами межэтнического конфликта: убийства, истязания, изнасилования, грабежи и горестная судьба беженцев на Западе. В октябре 2010-го за правозащитную деятельность Халиме Башир была присуждена премия имени Анны Политковской.
Оливер Сакс: Человек, который принял жену за шляпу
Книга, написанная Оливером Саксом еще в 1971 году и выдержавшая с тех пор около десяти переизданий только на английском языке, не говоря уже о многочисленных переводах — это истории современных людей, пытающихся побороть серьезные и необычные нарушения психики и борющихся за выживание в условиях, совершенно невообразимых для здоровых людей, и о мистиках прошлого, одержимых видениями, которые современная наука уверенно диагностирует как проявление тяжелых неврозов. Странные, труднопостижимые отношения между мозгом и сознанием Сакс объясняет доступно, живо и интересно.
Викентий Вересаев: Записки врача
Литературный дебют Вересаева. Автобиографическая книга, которая впервые увидела свет в 1901 году и сразу принесла молодому автору широкую известность.
Первые шаги свежеиспеченного эскулапа, начинающего свой путь на медицинской ниве. Удачи и неудачи. Мучительный страх ошибки, которая может погубить ни в чем неповинного пациента. Стрессы. Отчаяние. Гордость успехов. Опасные и морально сомнительные, но необходимые эксперименты на людях, в поисках новых методов лечения. Что же она все-таки такое, эта жизнь молодого, начинающего врача? Подвиг или мученический крест? Вересаев снова и снова задается этим вопросом и не может найти на него ответа.
Михаил Булгаков: Морфий. Записки юного врача
Уникальный сборник рассказов Михаила Булгакова, который раскрывает важную, но не всем известную сторону жизни автора — молодого врача, и, одновременно, пациента, пристрастившегося к дозам морфина и пытающегося вырваться из наркотического плена. Булгакову удалось пугающе подробно описать ощущения морфиниста, всю глубину отчаяния и бесконечную надежду на освобождение от разрушающей зависимости.
Рассказы во многом основаны на опыте работы Булгакова врачом в сельской больнице, где будущий писатель, проводя сложнейшие операции, пытался осмыслить свое жизненное предназначение.
Записки врача
Это профессиональные заметки, очерки медицинской жизни, написанные с разной степенью художественности и отвлеченности. Какие-то из этих книг похожи на медицинские триллеры, какие-то открывают нам глубины настоящей жизни в других странах и социальных группах.
Андрей Звонков: Пока едет скорая
К сожалению, никто из нас не застрахован от случаев, требующих срочной медицинской помощи. Важно, чтобы она была квалифицированной, а главное, своевременной, ведь часто люди гибнут до приезда скорой помощи.
Врач неотложной помощи Андрей Звонков, написал уникальную книгу, содержащую несложные приемы и правила оказания помощи, которые помогут вам сориентироваться в критической ситуации. Ее особенностью является то, что написана она в форме захватывающих рассказов, а значит, читать ее будет не только полезно, но и интересно.
Евгений Косовских: Другая медицина
Настоящие герои чаще всего остаются в тени. Они совершают свои подвиги тихо и редко оказываются в центре общественного внимания. Так и автор этой книги — Евгений Косовских — раз в неделю в свой выходной ездит лечить бездомных и малоимущих, не требуя ничего взамен и не ожидая огласки.
Эта книга о том, как воспитать в себе добро и человечность, и о профессии, которая стала делом жизни.
Ярослав Соколов: Вызов принят
Чернобыль, Спитак, Беслан, машина "скорой помощи", палата реанимации, операционная — места подвигов незаметных, но незаменимых героев нашего времени. Ведь как еще назвать спасение человека, если не подвиг? Переданные от лица участников, эти непридуманные, подлинные истории открывают мир медицины с неожиданной, часто шокирующей стороны, предоставляя читателю уникальную возможность увидеть его изнутри.
Любимые литературные врачи
Самый нежный и жертвенный – доктор-поэт Юрий Живаго. Самый неожиданный – травник Арсений из «Лавра». Самый таинственный – полулегендарный джентльмен в теле женщины Джеймс Миранда Барри. А ведь есть еще трагическая фигура доктора Кукоцкого из одноименного романа Людмилы Улицкой или, например, история Экси Малдун из «Моей нечестивой жизни». Мария Степнова в своем романе «Хирург» описывает человека, отмеченного сверхъестественным талантом, а Хелен Данмор в «Изменнике» пытается взглянуть под новым углом на печально знаменитое «дело врачей». Дилогия Бориса Минаева «Мягкая ткань» – это попытка нащупать и описать то вещество, из которого соткана сама история XX века. Конечно, для этого ему понадобился главный герой-доктор. Врач выбирает не сторону конфликта или историческое время, но всегда – жизнь.
Кейт Мэннинг: Моя нечестивая жизнь
История Экси Малдун, девочки из нищей ирландской семьи, рано осиротевшей, познавшей все беды, какие только можно познать, волею судьбы оказавшейся в доме доктора, ставшей акушеркой и достигшей невиданного успеха во времена, когда уделом женщины были кухня, детская да спальня.
Хелен Данмор: Изменник
Ленинград, 1952 год, по стране прокатилась очередная волна сталинских репрессий. Алексей, талантливый врач-ортопед, работает в детской больнице и специализируется на заболеваниях костей. Впереди у него блестящая карьера. Однако когда в больницу поступает десятилетний сын всесильного наркома Волкова с тяжелейшим диагнозом, Алексей оказывается в сложной ситуации. Его коллеги не желают связываться с опасным пациентом и находят любые предлоги, чтобы отказаться от него, но Алексей как профессионал, дававший клятву Гиппократа, не может оставить маленького Юру без помощи. Обратного пути у доктора нет…
Людмила Улицкая: Казус Кукоцкого
Герой книги — гениальный врач, то, что называется, милостью Божьей. Это открывает для автора огромные романные возможности, ведь человек этой профессии каждый день смотрит в бездну: граница между здоровьем и нездоровьем — та же граница между жизнью и смерть, свободой и несвободой. Время действия в романе: сороковые-шестидесятые. Излет сталинской эпохи, разгром генетики, смерть тирана, оттепель, первые джазмены.
Борис Минаев: Мягкая ткань
Роман известного российского писателя Бориса Минаева — образ «мягкой ткани» , из волокон которой сплетена и человеческая жизнь, и всемирная история — это и любовь, и предательство, и вечные иллюзии, и жажда жизни, и неотвратимость смерти. Герои романа — обычные люди дореволюционной, николаевской России, которые попадают в западню исторической катастрофы, но остаются людьми, чья быстротекущая жизнь похожа на вечность.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!