Гранатовый браслет. СССР, 1965. Режиссер Абрам Роом. Сценаристы Анатолий Гранберг, Абрам Роом (по одноименному произвдению А. Куприна). Актеры: Игорь Озеров, Ариадна Шенгелая, Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик, Наталья Малявина, Юрий Аверин, Леонид Галлис, Сергей Карнович-Валуа, Григорий Гай, Павел Массальский, Ольга Жизнева и др. 24,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Абрам Роом (1894-1976) за свою долгую карьеру в кино поставил 19 фильмов, три из которых («Суд чести» «Гранатовый браслет», «Цветы запоздалые») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Классику немого советского кино («Третья Мещанская», «Привидение, которое не возвращается» и др.) А. Роому в послевоенные времена определенно не везло. Казалось бы, снял он правильный и идеологически выдержанный фильм про героических партизан и их не менее героического вождя Тито - «В горах Югославии» (1946), но 29 июня 1948 года «Правда» выступила с антиюгославской статьей, отношения между СССР и Югославией тут же резко испортились, и фильм А. Роома был немедленно запрещен к показу.
Это могло быть ясным сигналом режиссеру - держаться подальше от текущей международной политики, но А. Роом не успокоился и в 1951 году начал съемки антиимпериалистической драмы «Совесть мира». И снова просчитался: решением «свыше» фильм на одну треть снятый фильм был закрыт…
Кажется, что после второго, еще более болезненного сигнала, можно было и остановиться. Но не тут-то было: неугомонный Абрам Роом в 1953 году ставит антиамериканский памфлет «Серебристая пыль», который советское руководство по политическим соображениям снимает с недолгого показа на экранах…
Но, видимо, верна пословица: Бог любит троицу, после третьего удара А. Роом к заграничным политическим темам в своих фильмах больше не возвращался никогда… И даже пошел дальше: в 1960-х – 1970-х он полностью посвятил свое творчество экранизациям русской литературной классики.
Самым успешной работой Абрама Роома этого периода и стала мелодрама «Грантовый браслет».
В год выхода «Гранатового браслета» на экран кинокритик Г. Кремлев (1905-1975) писал в «Советском экране», что «фильм крайне неровен, его трагедийно-романтические взлеты странно соседствуют с блужданием по илистому сценарному мелководью. … Неуместными звучат и прочие дополнения к рассказу: натянутые беседы о «политике», жалобы на бастующих крамольников, на извергов-подпольщиков и т.п.» (Кремлев, 1965: 6).
Однако общая оценка картины А. Роома была все-таки положительной: «Зритель «проголосовал» за «Гранатовый браслет», выстаивая в очередях у касс кинотеатров. Этот фильм – не дословный, а творческий перевод талантливой повести на язык экрана. Здесь есть и допустимые отклонения от оригинала и кое-какие просчеты. Но главное и определяющее здесь то, что в фильме чувствуется живая душа купринского рассказа – трепетная, страстная, покоряющая своим очарованием» (Кремлев, 1965: 7). Кремлев Г. Поэма о безответной любви // Советский экран. 1965. № 11. С. 6-7.
И уже в XXI веке кинокритик Сергей Кудрявцев, на мой взгляд, справедливо ощутил в «Гранатовом браслете» «минорную, мизантропическую, обречённую ноту в повествовании об утраченной любви, которая вроде как мелькнула на мгновение, осветила внезапным светом, пронзила душу неясным томлением - и тут же пропала поспешно, исчезла безвозвратно, улетучилась в никуда, словно её и не было вообще», и «Гранатовый браслет» - фильм «о потерянной любви, которая не может окончиться не трагически для того, кто давно и безнадежно любит, но и оставшаяся в живых испытывает ещё большее страдание, вдруг осознав, что навсегда лишилась пропущенного ею удивительно нежного и искренне верного чувства» (Кудрявцев, 2015). Кудрявцев С. И все же сбылся солнечный удар // Кино-театр.ру. 4.03.2015. https://www.kino-teatr.ru/blog/y2015/3-4/612/
Разговор о фильмах Абрама Ромма будет продолжен и далее на страницах моего канала «История кино», в частности, о его запрещенных фильмах «В горах Югославии», «Совесть мира» и «Серебристая пыль»…
Александр Федоров, 2020