Найти тему
Чаинки

Воскрешение... Старец

https://womanslook.info/
https://womanslook.info/

Главы: 1) Знакомство 2) Старая вера 3) Короткое счастье 4) Тайное знание 5) Дочка 6) "Обещаю!" 7) Зацепила 8) Неожиданная гостья 9) Подружки 10) Экспедиция 11) Разоблачили! 12) Сергий 13) У родителей 14) "Вот они какие!" 15) На берегу 16) Испытание 17) Порча 18) В гостях 19) Снова в колхозе

Время действия - 1990 год

Скоро по Сергиевке прошёл слух, что ездит к Максатовым в гости старец, шибко умный, сильно знающий дедовскую веру, великий книжник. Что ведут они с бабкой Максатихой долгие разговоры, которые понятны только им двоим. И вроде бы даже бабка книги божественные, в заветном сундучке спрятанные, для того старца доставала.

Узнал бы об этих слухах Серёга – удивился бы. Старым он себя совсем не ощущал, а вот премудрости староверские увлекли его не на шутку.

Вырос Серёга в семье простой, родители ни о Боге, ни о вере разговоров не вели никогда. Работали, жили, детей растили. Может и задумывались когда о смысле жизни, об устройстве мира, так детям этим головы не забивали.

В школе учителя рассказывали, что люди «в космос летали, Бога не видали», что рано или поздно человек откроет все тайны Вселенной, что всё человеку подвластно. И Серёга верил. Нет, не то чтобы верил, а просто принимал это как данность, не задумываясь.

О христианах знал только, что есть такие чудаки, но никогда не осуждал их и не интересовался их жизнью. Были они для Серёги чем-то вроде иностранцев. Любопытно посмотреть на них со стороны, и только.

------------------------

Повести: "И вся оставшаяся жизнь..." "Полонянка" "Ваш новый папа" "Родные дети" "Не поле перейти"

------------------------

Ради девчонки решился он прикинуться старовером. Была это для него поначалу игра, маскарад. Как если бы он решил изобразить из себя англичанина. А что такого? Это же весело, прикольно.

Но, изучая тонкости староверских обрядов, вдруг ощутил он красоту божественной картины мироустройства. Ощутил – и восхитился. И всё происходящее вокруг вдруг обрело смысл, и засияло в небе Солнце.

Сначала изучал он только внешнюю сторону – как пальцы держать, как поклоны совершать, что говорить. Но бессмысленно запоминать всё это было сложно, хотелось осознать, почему именно так. И дед Сашка Михеев пояснял, как мог. А когда знаний его не хватило, подсказал он Серёге другого старичка, умного и знающего.

А бабка Максатиха писала в душе Серёгиной книгу староверческую как по чистому листу, ничем не омраченному. Вела его аккуратно по дебрям, наставляла незаметно. Каждую встречу проверяла, как усвоил он урок, на дом заданный, поправляла, если видела, что недопонял он чего-то, толковала, а потом и новое задание давала парню. Да всё так хитро и незаметно.

А когда уходила бабка, оставались Марийка с Серёгой вдвоем. Разговаривали, смеялись, сидели на крылечке, поливали вместе огород, окучивали картошку. Постепенно влюблялась Марийка в Сергия всё больше. И умом парень вышел, и красотой. И силы в нем немерено. Как-то вызвался помочь отцу Марийкиному крышу на сараюшке перекрыть, так тяжелые брусья и доски как пушинки с места на место перекладывал. И молоток в руках держать умеет. И вообще – не парень, а целый клад.

Потому и на Николая Ларшина заглядываться перестала. Да разве можно сравнить его с Сергием!

- Мария, а Мария! Где ты есть-то! – бабка Максатиха, опираясь на клюку, вошла в дом.

- Да тут я, бабушка! – Марийка вышла из своей комнатки. – Стряслось, что ли, чего?

- Николай-то наш жену привёз к родителям.

- А-а, девчонку ту, - равнодушно отозвалась Марийка.

Бабка удивленно подняла брови:

- Ты чего это? Разлюбила, что ли?

- Ой, бабуль, да я, наверное, и не любила его никогда, - засмеялась внучка. – Так, блажь одна была.

- Ради блажи тайного знания постичь хотела?

- Тайное знание? Не помогло твоё тайное знание. Или наоборот помогло. Слетел с меня морок, осознала, что не нужен мне чужой муж.

- А теперь, как я вижу, ты Сергия любишь? Или тоже блажь? – прищурилась бабка.

- Ой, бабань, не знаю. Ничего не знаю. Только с ним по-другому всё. Словами и не скажешь. Как будто я не я, а другой человек.

- Да-да. И этот другой человек ходит на работу в новых туфлях на каблуках, - засмеялась бабка. – Ты бы меняла их на тапочки, когда по улицам почту разносишь.

- Нет, бабуль. У меня теперь всегда чувство такое, как будто смотрит он на меня всё время. Даже когда его нет. И ужин готовлю – как будто для него. И прибираюсь дома – словно к встрече готовлюсь.

Засмеялась Максатиха, головой покачала. Она и сама заметила уже перемены в характере внучки. Мягче стала девчонка, покладистей. Светилась от счастья.

yandex.ru
yandex.ru

И как же удивлена была бабка, когда застала однажды Марийку рыдающей!

- Ты чего это ревёшь-то? Совсем дом затопила слезьми! – встревожилась Максатиха.

- Бабушка, Сергий-то... Сергий...

- Чего?!

- Не старовер он вовсе! Признался же он мне сегодня! Не могу, говорит, обманывать тебя, - причитала внучка.

- И что? – спокойно отозвалась бабка.

- Как что? Не старовер вовсе! Наврал он мне! – в отчаянии закричала Марийка. – Я, говорит, влюбился в тебя, вот и решился обмануть.

- Эка беда! А что про любовь-то говорил? Сейчас-то ещё любит, или распрощаться решил?

- Бабушка... – Марийка изумленно посмотрела на бабку.

- Так что про любовь-то?

- Любит, говорит. И обманывать больше меня не может, - с удивлением в голосе протянула девчонку, и вдруг опять зарыдала, - Как он мог, подлюка! Обманщик! Видеть его не могу!

- Эх, и глупая ты девица, Мария Максатова! – с усмешкой сказала бабка.

- Бабушка, хоть ты меня не казни!

- Глупая! Да парень ради тебя на такой подвиг пошёл! Ты посмотри на своих сверстников! Кто из них знает хоть малую часть того, что Сергий постиг за это время? Да хоть и из стариков. Многие ли разбираются в премудростях веры нашей?

Задумалась Марийка, плакать перестала. А ведь и верно! А Максатиха продолжала:

- Знать велика любовь его, раз не убоялся трудностей. А ты – «видеть не могу»!

Всхлипнула Марийка.

- Я ведь сразу увидела, что никаким боком он к нашей вере не относится. И вообще безбожник.

- Почему же ты этого тогда ещё не сказала? – удивлялась внучка.

- А зачем? Я любовь его к тебе проверяла. Если бы так, баловство было, то сбежал бы он после первого же разу. Ан нет, не сбежал. Терпеливо учил заданное.

- Заданное?!

- Конечно, - расхохоталась Максатиха. – Уходя, я говорила, о чём разговоры вести с ним буду в следующий раз. Он и готовился, чтобы в грязь лицом не ударить. Молодец парень. Хороший зять будет. А то, что не в старой вере родился – не беда. Окрестить троекратным погружением – ничем от нас отличаться не будет. Наши святые тоже не все христианами родились. Многие из язычников окрещены были. Так что кем рожден – то не грех.

- Бабуля, а зачем тебе это нужно-то? Учить премудростям веры нашей-то?

- А кому мне знания оставлять? Книги дедовские? Мне уж недолго землю топтать. А заменить меня некому. Вот и останетесь вдвоем древлюю веру блюсти вместо нас.

И Максатиха, тяжело опираясь на палку, вышла, оставив внучку размышлять о случившемся. Умная была бабка. Все ходы наперед просчитывала.

Окончание следует...

Если вам понравилась история, пишите комментарии, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации! Больше рассказов можно прочитать на канале Чаинки