Добрый день, друзья! Очевидный факт, что без социума ребенок не станет человеком. В этом кроется причина всех успехов, но и всех жизненных неудач тоже.
Согласно теории Эрика Берна, мы в жизни играем 3 важные социальные роли: ребенка, родителя и взрослого.
Родитель, Взрослый, Ребенок
Роль ребенка – это наше естественное состояние. В ней – неиссякаемая энергия и сила. Ребенок проявляет свою индивидуальность, стремится быть собой. Ему нужна поддержка и одобрение взрослых.
Роль родителя мы берем на себя при передаче жизненного опыта, когда заботимся. Родитель опекает, научает, покровительствует. Будучи привязан к социуму, оглядывается на установленные правила и авторитеты.
В роли взрослого мы самостоятельно принимаем ответственные объективные решения о себе, и уже ни на кого не оглядываемся.
Мы обучаемся ролям в социальном контакте.
- учимся быть ребенком у других детей;
- учимся воспитывать у тех людей, которые воспитывали нас;
- становимся взрослыми при равном взаимодействии в рабочем коллективе.
Мы следуем полученным навыкам неосознанно и переживаем смену ролей постоянно. Роли представляются нам в виде больших собирательных образов или внутренних фигур ребенка, родителя и взрослого.
Так, в жизни взрослого всегда незримо присутствуют фигуры родителей и всех воспитателей, и они его воспитывают до сих пор; и есть фигура ребенка, которая обижается и реагирует до сих пор; и есть фигура взрослого, которая пытается рассуждать объективно.
Эта «троица» влияет на внешние отношения - от личной жизни до бизнеса.
Это было предисловие, которое поможет нам понять участь взрослого человека в ответ на определенное воспитание, а теперь – тест.
Тест на воспитательные стратегии
«Добрый – злой родитель»
Ответьте на вопросы о своих стратегиях: о том, каким образом мы добиваемся долгосрочных целей ("да" тем утверждениям, с которыми вы согласны):
1. Думаете, что человек может заниматься чем угодно, главное – труд.
2. Принуждаете себя заниматься нелюбимым делом за деньги.
3. Навязываете себе и другим правильные занятия.
4. Считаете, что у людей есть «нужные и денежные» таланты, а есть бесполезные.
5. Сравниваете себя с другими.
6. Считаете, что у нас все не как у людей.
7. Считаете что главное – дисциплина и подчинение.
8. Не выносите непослушания.
9. Думаете, что жизнь человека зависит от обстоятельств, нужно набивать шишки самостоятельно.
10. Верите, что многие беспризорники становились успешными, хотя никому до них не было дела.
11. Говорите себе «если хочется, то можно».
12. Помогаете и поощряете себя в том, что дает Вам энергию.
13. Занимаетесь любимым делом.
14. Убеждаете всех в том, что профессию и дело надо выбирать по душе, и постоянно совершенствоваться.
Расшифровка к тесту.
В современном мире часто происходит подмена понятий. И за правильными названиями иногда по факту стоят совсем другие вещи.
Учу как делать правильно = Насилие и принуждение
Если вы ответили «да» на вопросы 1 и 2 – вероятно, вас принуждали в детстве делать то, что впоследствии оказалось не нужным. И до сих пор вы принуждаете себя.
Относитесь ли вы так же к детям?
Полезно ли это?
Взываю к совести = Навязывание чувства вины и стыда, ограничение
Если вы ответили «да» на вопросы 3 и 4 – стоит задуматься, все ли «правила и положения социальных игр» выгодны лично вам?
Уверены ли, что они выгодны детям?
Контролирую = Отвержение ребенка и его творчества, критика
Если вы ответили «да» на вопросы 5 и 6 – вы часто критикуете себя. Помогает ли вам критика делать работу?
А как часто вы ругаете за ошибки детей?
Вы думаете, критика поможет им?
Воспитываю волю = Дрессировка, произвол
Это не воспитание, а отбывание наказаний, жестокость и подавление.
Если вы ответили «да» на вопросы 7 и 8 – вы воспитывались в казарме? Кто вас муштровал?
А что сейчас происходит с вашими детьми?
Вы действительно считаете такие отношения полезными?
Приучаю к самостоятельности = Бросить на произвол судьбы, безразличие
Если вы ответили «да» на вопросы 9 и 10 – возможно, у вас не хватает времени на себя и других.
Как вы думаете, легко ли вашему ребенку находиться в одиночестве? Научится он чему-нибудь сам?
Или его научит улица?
Забочусь = Лесть и задабривание, попустительство
Если вы ответили «да» на вопросы 11 и 12 – вы заботливый родитель, это хорошая стратегия. Главное, знать меру.
О поддержке и наставничестве.
Если вы ответили «да» на вопросы 13 и 14 – вы истинный воспитатель и Учитель для ребенка. С Вашей поддержкой он преодолеет все невзгоды и получит нужные жизненные навыки.
И наконец, если в вашем списке только позитивные стратегии (ответы 11-14) – вас можно поздравить! Вы нацелены на позитив и взаимопомощь.
В случае обилия негативных стратегий (ответы 1-10) и вам, и вашим детям можно посочувствовать. Вы правда считаете это правильным воспитанием?
Как ты ни воспитывай сына или дочь,
психотерапевту им будет, чем помочь.
Как вы относитесь к себе, своему «Внутреннему ребенку», те же стратегии скорее всего примените и к детям.
То есть, когда вы поддерживаете себя в развитии своих талантов, выбрали работу по душе, не продаете себя ни за какие деньги, у детей будет так же.
«Успешный человек» – это ответственный взрослый, помогающий родитель и счастливый ребенок – тот, кто реализует свои мечты и таланты, ведь именно от этого зависит уровень его жизненной энергии.
«Несчастный человек» подавлен, принуждает себя заниматься чем-либо, потому что надо. Уставший раздраженный взрослый, деспотичный родитель и травмированный ребенок.
«Сомневающийся человек» – тот, которого бросили на произвол судьбы. Ему сложно реализовать что-либо. Равнодушный взрослый, безразличный родитель, брошенный ребенок. Они очень нуждаются в поддержке, хотя никого о ней не просят.
Быть хорошим или плохим родителем – решать вам.
Подробнее о стратегиях воспитания здесь: Каталог: 7 стратегий воспитания, которые влияют на жизнь и детей и родителей