В дошкольном возрасте складывается личность и личностные качества ребенка, его мотивы и желания в этом возрасте начинают выстраиваться в иерархию. Если смотреть с точки зрения формирования личности ребенка, то весь дошкольный возраст мы можем разделить на три части:
- от 3 до 4 лет и в основном связана с укреплением эмоциональной регуляции;
- от 4 до 5 лет и основывается этот период на нравственной саморегуляции;
- от 6 – 7 лет и включает в себя формирование деловых личностных качеств ребенка.
В развитии дошкольников важно возникновение своего личного сознания, поиск и нахождение своего места во взрослом мире, стремление быть похожим на взрослого, стремление к положительной оценке взрослыми своей деятельности (вспомнили себя в детстве?).
Ребенку в этом возрасте очень важно, чтобы дело, которое он сделал сам, оценили родители или воспитатели. И естественно ребенок стремится к самой высокой оценке своего труда.
Дети начинают разбираться в своем поведении, в ощущениях, даваемых себе и другими людьми, руководствуясь определенными нравственными нормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции и самосознанию.
Условия, которые определяют развитие самосознания в детском возрасте:
- опыт общения ребенка с взрослыми;
- опыт общения со сверстниками;
- ·индивидуальный опыт ребенка;
- его умственное развитие.
Важное условие развития самосознания ребенка в дошкольном возрасте это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка, имеется в виду совокупность результатов тех умственных и практических действий.
Дошкольник начинает формировать образы и картины, например, в рисовании и конструировании ребенок обдумывает какие-то детали рисунка, их цвет и форму. Дети мыслят образами, но от отдельных образов постепенно переходят к некоторым общим понятиям.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
- постановка цели и планирование;
- прогнозирование возможных эффектов действий;
- контроль за выполнением действий;
- оценка результатов и их коррекция.
Резюмируя, можно сказать, что дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка, так как в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности, саморегуляции и поведения.
#воспитание детей #психология семьи #дошкольники #психология #семья и дети