Найти тему
Катехизис и Катарсис

Древняя Венгрия - кладбище империй

Паннонию эпохи Великого переселения народов можно назвать настоящим кладбищем империй. За все время, прошедшее с яростной переправы готов через Дунай, ни одно государство, основанное в районе этой низменности, фактически не оставило после себя никого. Гордые покорители этой низменности просто канули в Лету, оставив после себя какие-то скудные исторические заметки. Повезло разве что Аттиле, все же "бич Божий", не то, что остальные. Вся остальная история гуннов, аваров, моравов и других покрыта таким слоем мрака и безысходного незнания, что хоть голову пеплом от стыда посыпай.

Исключение составили лишь мадьяры. Пусть их великая империя и с треском рухнула, превратившись в обычное такое местечковое средневековое королевство, только им удалось выйти из "Паннонского кризиса" целыми и относительно невредимыми. Причина банальна - у них просто не было столько готовых на все врагов.

И в самом деле, гуннская империя, сдвинувшая с Европы лавину варварского расселения, была врагом абсолютно всем. Византия, аланы, многочисленные германские племена и народы - все они слились в страстном порыве надавать по мордасам преемникам Аттилы за его выкрутасы. На самом деле, битвой народов в широких массах должны именовать не какую-то там стычку под Лейпцигом из-за корсиканского недомерка, а сражение на Каталаунских полях. Немудрено, что с таким набором злобных противников у достаточно компактного государства кочевников просто не было ни единого шанса. Итог прост - пришлые кочевники просто растворились в кипящем морсе движения в сторону Рима.

Не слабее досталось и аварам. Правда, в отличие от предшественников, свою империю пришельцы построили не на покорении и включении в свой относительно равноправный состав других племен, а на банальных костях. Славянских. Ворвавшись в северное Придунавье, кочевники подчинили себе многочисленные племена и повели их на юг, в Восточную Империю, пушечным мясом покоренных народов подавляя любое сопротивление римлян. Положение удалось исправить только благодаря полноводным рекам крови, пролившимся во Фракии, после чего проигравшие авары ускакали себе в Паннонию, где и основали собственное государство.

Государство это было весьма любопытным. Многочисленные славяне (около 70%) всего населения составляли в нем класс бесправных рабов, закрепленных за разбросанными повсюду хрингами (крепостями) и периодически вырезаемыми ну просто чтобы слишком много двуногого скота не разводилось. Лошадкам тоже кушать надо. Хозяевам на зерно землю выделить, а сами пусть как могут, так и живут. В то же время сами авары кочевали по Паннонской равнине, будучи в безопасности своих гор от преследования со стороны греков, хорватов и сербов. И вот тут-то ими была совершена самая страшная ошибка - основная масса аваров осела в собственных хрингах, превращая их в полноценные города.

Потеря мобильности аукнулась почти сразу же. Для начала Империя Запада под руководством Карла Великого ценой огромных усилий уничтожила западные границы, прекратив набеги на свои земли. Затем кочевые болгары вместе с собственными славянами (к которым они относились как к равным) прорвались через Карпаты и устроили массовую резню всего, что подворачивалось под руку и имело определенные фенотипические черты лица. Ну а под занавес, когда пал каган и среди его детей началась грызня за власть, голову подняли те, кого просто никто не принимал во внимание. Спустившись с Чешского массива, моравы во главе с князем Моймаром устроили феерический ответ вежливости. Прекрасно памятуя о том, что творилось прежде две сотни лет, они не оставили от Аварии и камня на камне в лучших традициях римлян. Землю солью, конечно, не засеяли, так как самим еще там жить и жить, но срыли вообще все. И перебили всех, до кого только могли дотянуться. Остатки некогда "правящего народа" пытались спрятаться на землях Империи Запада, но окончательную точку в вопросе их существования поставил князь Великой Моравии Святополк I, организовавший для этого даже специальное вторжение на территорию соседа с целью донесения своей воли. "Быша бо обре телом велици, а умом горди, и Бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни един обрин".

В общем, с империей узаконенного нацизма и сегрегации не получилось, а ее земли заняла Великая Моравия, ставшая причиной создания славянской азбуки и большой головной боли обеих римских империй вокруг, потому что ее князья охотно раздвигали границы своих владений. И если византийцы еще могли посматривать на ситуацию из-за Дуная, то у осколков Империи Запада таких шансов уже не было. Собственно, от хищнических намерений династии Моймировичей их спасли венгры, прискакавшие в Паннонию за решением собственной демографической ситуации, которую им организовали из Константинополя руками печенегов. Проще говоря - перебили очень большое количество женщин, из-за чего в государстве наступил гендерный перекос. Мадьяры поняли, что такими темпами их орда может очень быстро закончиться и принялись решать вопрос с нахождением земли обетованной, где они смогут быть в достаточной безопасности. Стоит ли говорить, как их привлекла Паннония?

Кочевники обрушились на Моравию, словно саранча. Князь Моймир II пытался решить проблему, но недавняя гражданская война и долгие войны с восточными франками изрядно истощили мощь государства, из-за чего мадьяры захватили почти все его территории. А затем они же принялись грабить и заниматься прочими привычными вещами. Другое дело, что из-за гендерного перекоса начался процесс, доселе неведомый им - взаимопроникновение двух культур, в результате чего началось разделение уже самого мадьярского народа на кочевой (чистый) и оседлый (с сильным смещением с славянами) субстраты. К чему это привело? К столетию набегов по всей Европе, от Испании до Польши, последующему поражению в битве у реки Лех и.... постепенному переходу на окончательно оседлый образ жизни. Другое дело, что иных следствий у поражения в войне с Священной Римской империей не было. Все окрестные государства оказались слишком ослаблены и не могли больше претендовать на Паннонию. А может и не хотели. Если прежних ее владельцев били всем гуртом, жестоко и с самозабвением, то сейчас все обошлось как-то одним щелчком по носу. Ой.

Автор - Александр Викторов.