Найти в Дзене

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Расскажу о том, как помочь ребенку осознать себя, как личность. Что дает владение эмоциональным интеллектом. В конце статьи полезная практика по снятию эмоционального напряжения при назревающем конфликте.

Темы, с которыми чаще всего приходится работать с детьми дошкольного и младшего возраста:

  • страхи и тревожность
  • агрессивность, неуправляемость в поведении
  • трудности в усвоении школьных знаний
  • сложности адаптации к детскому саду, школе
  • проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями.

А вот темы, которые беспокоят родителей подростков и самих подростков (узнаете свои?):

  • трудности взаимопонимания (дерзость, грубость, демонстративность поведения)
  • нежелание учиться, снижение успеваемости
  • застревание в гаджетах
  • неуверенность в себе, застенчивость, робость, зажатость, закомплексованность, скрытность
  • эмоциональные перепады, сложности управления своим настроением
  • травля одноклассниками.

Мама: убедила-уговорила-заинтересовала-попросила сходить- в итоге, ура! - 1-ый визит к психологу состоялся!

Дальнейший расклад по 2 сценариям.

1-ый сценарий (ребенок даже заинтересовался общением с психологом).

Тестирование проведено, рекомендации даны, план действий предложен. Дело за небольшим - претворить все это в жизнь!

Если контакт с ребенком установлен и он настроен на дальнейшее общение, то курс занятий обозначается как:

  • Секреты общения (со сверстниками, с родителями, с учителями)
  • Секреты сильного духа (узнавание собственных сильных и слабых сторон, решимость, смелость, простраивание собственных границ)
  • Секреты управления собой.

Вы можете примерить эти темы на себя, понять какие из них есть у Вас и вашего ребенка и выбрать ориентир - тему для обозначения цели изменений. Цикл коррекционных занятий - 8-10 встреч с периодичностью 1 или 2 раза в неделю протяженностью в 60 минут.

Давайте разберем алгоритм психологической работы по очень популярной теме Эмоциональный интеллект.

  • Знакомлю с понятиями IQ и EQ (умственный и эмоциональный интеллект). Мотивирую на развитие, прокач EQ (человек, владеющий собой-владеет всем миром). Многие взрослые не понимают, что это, и поэтому недооценивают его возможностей в семейных, партнерских, рабочих, дружеских отношениях. Понимание своего EQ - ключ к дальнейшей успешности.
  • Ребята узнают базовый комплект из 10 основных эмоций с перспективой управления ими.
  • Обучаю пошаговому алгоритму реагирования в минуты “эмоциональных бурь”.
  • Ребята осваивают способы грамотного снятия напряжения (через техники арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии).
  • Они узнают и встраивают в жизнь способы восстановления и ресурсирования себя в стрессовой ситуации.

Ребята научаются понимать себя, свое состояние, учатся говорить на языке чувств (а это не каждый взрослый умеет), чтобы стать способными переводить свое состояние от негативного к позитивному, чтобы справляться с собственным раздражением, обидами, недоверием, грустью, бессилием, протестом.

Лишь только пропустив через себя, научившись отслеживать свое состояние, можно стать способным понимать настроение другого человека, а это значит выстраивать бесценные человеческие отношения с эмпатией, сопереживанием, драгоценное в любой ситуации.

Зная по себе: как это быть в ярости, подавленности, зависти, обидах , умея справляться с ними, подросток не просто становится лояльным, чутким к близким, но и неким домашним психологом-советчиком для домочадцев. Неся домой записанные на наших занятиях шпаргалки, ребенок становится инициатором семейной движухи. А это значит изменения становятся доступны всей семье. Бонус - совместная деятельность, выстраивание доверительных отношений, эмоциональный контакт в семье. И этот путь будет быстрее,мощнее, если родители тоже будут поддерживать ребенка в его начинаниях, выполняя мои рекомендации.

Во 2-ом сценарии родители получают план действий с пошаговой стратегией:

  • Как реагировать им во время “ эмоциональных бурь” подростка
  • Как общаться с ним в такие моменты (что делать, а чего не делать)
  • Как справляться с собой, заразившись токсичными эмоциями отпрыска.

Ну, а пока вы не дошли до кабинета психолога, поделюсь полезной практикой, которая пригодится в случаях когда спокойствие уходит, а буря уже не за горами (как раз-таки для ее предотвращения или ослабления). Это вопросы, которые вы можете задать ребенку, да и себе, и получив ответы, подумать, что делать с информацией + выстроить эмоциональный доверительный контакт с ребенком:

  • Как ты? Как себя чувствуешь? Что на душе? Какое настроение? с последующей расшифровкой:
  • Если злишься, то на кого?
  • Если обижаешься, то на кого и за что?
  • Если грустишь, то о чем?
  • Если страшно, то чего опасаешься или или кого?
  • С какими мыслями сейчас сидишь? О чем думаешь?
  • Чего хочется прямо сейчас?

И далее - ключевой момент - представь это, как уже случившееся!

Частенько представив желаемое в воображении, эмоциональное напряжение спадает.

В следующий раз разберем столь популярную тему страхов и тревожности.