Недавно, разглядывая в магазине бутылку фанагорийского шардоне, задумался о его этикетке и о том, какую информацию она сообщает. Потому что некоторые надписи, как мне показалось, вводят покупателей в некоторое заблуждение. Стоит бутылка около 300 рублей.
Это вино из базовой линейки «Фанагории» — «Номерной резерв». На этикетке нарисован её логотип в виде золотой лигатуры NR и написано слово «Export».
Сначала об экспорте. Да, «Фанагория» поставляет свои вина в другие страны. Наверняка «Номерной Резерв» тоже — только непонятно, в каких объёмах и куда. О качестве вина слово «Export» ничего не говорит. Все вы прекрасно знаете, что и Молдавия, и Грузия, и даже Франция с Италией поставляют на экспорт не только хорошее вино.
Название «Номерной резерв» создаёт впечатление, что это какая-то специальная линейка, в которой выпускают ограниченное число бутылок. На то же вроде бы намекает специальный значок в правом нижнем углу, где указан размер партии: 26000 бутылок.
На самом же деле размер линейки ограничен только возможностями виноградников и завода «Фанагории». Под шардоне у них 435 га. Не весь урожай, конечно, идёт на «Номерной резерв». И урожайность у шардоне невысокая. Допустим, у «Фанагории» она 10 т/га — тогда для 26000 бутылок нужно примерно 3 га (при грубом подсчёте, что на 1 бутылку вина нужен 1 кг ягод). То есть это, как и написано, всего лишь одна партия— а партий именно этого вина компания выпускает за год точно не один десяток.
То есть ни название, ни число бутылок о качестве не говорят. О нём говорят только мелкие буквы вокруг числа: «Продукция высокого качества». Но этому можно верить — а можно не верить.
Перевернём бутылку и посмотрим на контрэтикетку.
Тут написано про аромат и вкус вина. О качестве это тоже не говорит. Мало ли, что почувствовали дегустаторы компании, — может, вам вино покажется совсем не элегантным и не гармоничным. Тут можно обратить внимание на тона белых фруктов и цветов — эти слова примерно описывают органолептику, чтобы вы могли подобрать вино под свой вкус: допустим, вам нравятся не оттенки белых фруктов, а ноты зелёного яблока — тогда это вино не для вас.
Также указано, что это вино географического наименования. Да, у Тамани действительность есть статус защищённого географического указания (ЗГУ), введённый региональным приказом. Такой надписью на этикетке производитель официально заявляет: моё вино сделано только из винограда, выращенного на Таманском полуострове. То есть точно не из импортных виноматериалов (хотя про «Фанагорию» разное рассказывают).
По идее, такая надпись как раз должна говорить о качестве: о том, что в бутылке вы получите вино не ниже определённого уровня. На практике система ЗГУ в России пока ещё довольно сумбурная — особенно в том, что касается контроля. Остаётся верить производителю на слово.
Спускаемся дальше. Карта показывает, что виноградники «Фанагории» находятся на 45-й параллели, на широте Бордо.
Таким образом может создаться впечатление, будто от широты настолько зависит качество вина, что фанагорийское не хуже бордоского. На той же широте находятся, например, и виноградники Мичигана — но также много чего в Монголии, которая вином не славится. Так что нет, эта карта ничего о качестве вина не говорит. Над ней можно даже посмеяться.
Ещё ниже можно увидеть дату розлива, количество спирта сведения о системе менеджмента качества.
Дату можно сопоставить с годом урожая и увидеть, что у «Фанагории» есть достаточное количество технологических ёмкостей, чтобы хранить в них вино разных лет до розлива по бутылкам. А помня об объёме партии в 26000 бутылок, можно предположить, что всю её разлили из одной ёмкости в один день.
То, что указан диапазон содержания спирта, а не точное его количество, говорит (как мне подсказали более знающие люди) скорее всего о том, что этикетки напечатали впрок сразу для всего урожая, то есть для огромного количества бутылок из разных партий, в которых доля спирта может варьироваться. Это обстоятельство, как и предыдущее подтверждают, что ни о каком-то особенном номерном резервном качестве речь идти не может.
А вот указание на стандарты ИСО о качестве говорит: откровенную шнягу в этой бутылке вы не получите.
И в общем, так оно и есть: вино это непритязательное, но и не позорное. Нет, не элегантное, но довольно уравновешенное, то есть технологически приличное. Хотя 300 рублей — это где-то около 4 евро за бутылку; в Европе такого уровня вино стоит раза в полтора дешевле.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и не только про неё. Подписывайтесь!
А ещё у меня есть новость: в «Букмейте» начала выходить моя книга «Чем дальше».
Это книга о том, как устроены разные места и чем живут в них люди. О разнообразии мира и о том, что мир одинаково любопытен в любой своей точке. Фарерские острова или Умбрия так же интересны, как Арзамас или Касимов. А еще будут Удмуртия, Кировск и Норильск, Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный, Швеция от Хельсинборга до Лулео, Улан-Удэ, Углич, Казань, Москва в разных своих проявлениях — и другие города земли. Новая глава выходит каждую неделю.
Вот ссылка на книгу. А ещё у меня есть промокод на месяц бесплатной подписки на «Букмейт»: loshmanov. Вводить его нужно на этой странице.