Наше время диктует новые нормы поведения: соблюдение социальной дистанции, этикет при зуум-общении и прямых эфирах в инстаграме ... Но нам, на этом канале интереснее отматывать время назад, забыв об условностях дня сегодняшнего. Поэтому тоже вспомним о нормах поведения, только об очень и очень давних, к тому же татарских правилах.
Этикет тюркского мира, не смотря на все многообразие составляющих его народностей, во многом имеет общие корни. Это культ старших, традиции гостеприимства, патриархальные обычаи в семейном укладе, эмоциональная сдержанность и другие первоосновы.
Помимо базовых норм поведения, в повседневности тюрков в целом и казанских татар в частности в имперский период истории России (до 1917 года) имелось достаточно мелких предписаний и запретов, регулировавших как частную, так и общественную жизнь народа.
Пожалуй, первым признаком соблюдения социальных норм, принятых среди татар-мусульман, был внешний вид человека. Ношение головного убора считалось обязательным для всех. Татарские каляпуши, калфаки и платки, прежде всего, подчеркивали религиозную и национальную принадлежность владельца, но в то же время выполняли и охранительные функции.
На этот счет существовали определенные народные поверья. Татары верили, что на непокрытую голову может упасть случайное проклятие. Например, «если кто-нибудь в присутствии детей, сидящих без шапок» произносил проклятие (да, да, татарин за крепким словом в карман не полезет), то их гладили по голове и говорили “бисмилля”», чтобы защитить.
Все эти запреты и предписания возникали неслучайно, а в результате народного опыта. Источником происхождения нередко выступали, к примеру, фольклорные материалы.
Основой психологии человека доиндустриальной эпохи являлся страх. Ограниченность представлений о мире и природе порождали различные мифические объяснения окружающей действительности. (Впрочем, как показал 2020 год и сегодня мало что изменилось: разные и самые неожиданные версии происхождения самого модного вируса - яркое тому доказательство. Сразу видно, что авторы этих версий ничего не знали про шурале и других героях татарских мифов, поэтому многие суждения получились какими-то скучными).
В татарском фольклоре значительное место занимают различные духи (джины, шайтаны, шурале, ой иясе, азбар иясе, су анасы и т.д.). Их многие боялись, но они на самом деле выполняли самые разные функции, в том числе охранительные. Поэтому наряду с отрицательными оттенками, имели в зависимости от обстоятельств, и положительные черты. Поэтому с ними татары предпочитали дружить.
Так, основные татарские обряды (свадебные, рождение ребенка и др.) связаны были не только с требованиями шариата, но и заключали в себе, в том числе, задабривание разных языческих духов. Например, в некоторых местностях татарские невесты при входе в дом жениха должны были целовать печку, что означало знакомство с домовым (ой иясе).
Когда татарскую невесту водили первый раз к колодцу или реке, она бросала в колодец или реку монету и крошки пресных лепешек в дар хранительнице воды (су иясе).
Воплощением духов считались и природные явления, и люди, и животные, и птицы, и насекомые. Если разного рода «хозяева» (ия) дома, хлева, воды и т.п. являлись наследием языческой поры, то джины были навеяны уже арабо-мусульманской культурой.
Различные правила охватывали не только взаимоотношения людей, но и отношение человека к природе. Так, ночь и темное время суток порождали в воображении множество страхов. Поэтому существовали определенные предписания для любителей ночных походов и поездок. Любое существо (человек или животное), встретившееся ночью, воспринималось как что-то нечистое. Из-за этого запрещалось брать себе в попутчики ночных странников, пускать в дом животных (например, кошку).
Так в 1890-е годы русский чиновник из Вятской губернии рассказывал о том, как ехал по проселочной дороге и сбился с пути в поле. Он решил поехать в сторону собачьего лая и огоньков, виднеющихся в дали. Но извозчик-татарин наотрез отказался, заверив чиновника, что «и огонь, и собачий лай производит черт, "шайтан", и что в той стороне нет никакой деревни». Чиновнику ничего не оставалось как подчиниться фобии татарина и дождаться с ним наступления рассвета.
Ярким поэтическим описанием такой ночной встречи человека и нечистой силы стала поэма Габдуллы Тукая «Шурале». В основе этого произведения множество народных легенд, где фигурировали шурале. Главный герой поэмы – дровосек, затеявший ночную работу, чуть не стал жертвой лесного чудища.
Работа в сознании татар всегда ассоциировалась со светлым временем суток, и любое начатое дело рекомендовалось завершить до наступления ночи. «Оставленная работа останется под снегом» ("Калган эшка кар ява") гласила народная мудрость. Но, кроме простого забвения начатой работы, оставленное дело было чревато, согласно мифическим представлениям, такими опасными последствиями как различные неприятности и болезни, которые могли спровоцировать ночные существа (джины, шайтаны, домовые и т.п.). Например, запрещалось оставлять веретено с куделем на ночь. Считалось, что с веретеном может поиграть домовой (ой иясе), а человека, взявшего это веретено уже утром, настигнет болезнь (правда, напоминает сказу о «Спящей красавице»? Интересно, кто у кого украл: французы у татар или наоборот?).
Модификацией такого же рода страха болезней были запреты относительно различных антисанитарных уголков – бань, уборных, свалок, скотобоен. Следовало, в первую очередь, опасаться падений, т.к. по поверьям именно в «нечистоплотных» местах обитают джины. Согласно поверьям, если человек соприкасался с местом обитания нечистой силы, то его ударял джин («жен суккан»), что могло повлечь за собой различные болезни и увечья. В этом предписании наблюдалось немало рационального начала, ведь любое падение чревато травмами. Опасность получения удара от джина увеличивалась с наступлением ночи. Впрочем, как и вероятность падения в темное время суток.
В целом, в эпоху бесконечных эпидемий, заразных заболеваний и не очень правильных санитарных условий, источником инфекций могло служить, что угодно. (Впрочем, как доказал коронавирус, и в наши дни мало что изменилось. Поэтому желаю вам обходить всяких джинов стороной и на всякий случай говорить «тьфу, бисмилля»).
Если эти фольклорные сведения, да шуточки-прибауточки как-то заинтересовали вас, подписывайтесь на мой авторский канал. С удовольствием продолжим публикации таких вот преинтересных татарских историй. Ведь, как говорится, изучая историю предков, мы познаем самих себя.