Найти тему
Ольга Осипенко

Спасëм ли мы детей от Интернет-зависимости?

Недавно поймала себя на мысли, что будь такое обилие информации 20 лет назад, я бы сошла с ума)). Когда мне было 11 лет, я впервые познакомилась с компьютерной игрой The Sims. Это было нечто! Естественно, даже от одной игры я чувствовала себя как «зомби» и теряла чувство времени. Как современные дети выживают под натиском интернета и такого количества игр, развлекательных ресурсов? Понятно, что им это привычнее, чем нам, у которых интернет и мобильные появились уже в средней школе.

Вчера ради эксперимента мы с мужем решили посчитать, сколько у нас телевизионных каналов, которые мы вообще не смотрим-насчитали 950 🙈

А социальные сети? Стоит только на минуточку заглянуть, и они прямо-таки засасывают((

Как среди этого выбрать какую-то стоящую информацию? Как сохранить время, не растерять ценности и вообще не уйти в виртуальную жизнь с головой? Если взрослым сложно держать себя в руках, то каково детям и подросткам?

Я решила обратиться к мыслям всемирно известного психотерапевта Элизабет Лукас (ученицы Виктора Франкла), она помогла сформулировать основные выводы по вопросу спасения «цифровых детей».

Может быть, я бы и не переживала, ведь мы никуда не денемся от технического прогресса, но сколько проблем этот прогресс с собой несёт?

Вот, что мы насчитали:

  • Интернет-зависимость детей. Её признаки - хроническое недосыпание, отсутствие офлайн-контактов со сверстниками и симптомы «ломки», возникающие всякий раз, когда доступ к интернету закрыт.
  • Бесконтрольное потребление и товаров, и информационных продуктов. Люди теряют ориентир, так как рекламы тоже много, и не понятно, чему верить - где правда, где ложь.
  • Отсутствие мотивации получать знания в школе, ведь на все вопросы есть ответы в Гугле.
  • Уход от реальной жизни посредством блогинга. Ведь там можно представить свою жизнь «красивой картинкой». Дети становятся слишком зависимы от чужого мнения и мнения интернет-пользователей. А ещё хуже-такие дети могут стать жертвами кибергруминга (соблазнения в сети)
  • Потеря эмпатии. Ведь чувство сопереживания поддаётся только при личных офлайн контактах
  • Замена телефонных разговоров короткими сообщениями мессенджерах. С помощью такой коммуникации нам все сложнее красиво и грамотно выражать свои мысли, речь обедняется.

Думаю, список можно продолжать и продолжать. Несмотря на то, что это наша современность, институт семьи может помочь скорректировать эти негативные явления. Ведь с помощью мамы, папы детям будет гораздо проще и сохранить эмпатию, и развить любознательность, чтобы не переставать хотеть учиться, и развивать свою речь.

  • В семьях изначально должны быть определены офлайн-зоны с правилами, которых будут придерживаться все члены семьи. Например, общий стол или спальня. Также можно ввести фиксированные «офлайн-Часы», которые будут использованы для чего-то интересного, например, для творчества или спорта.
  • Только в семье мы можем ставить на первое место не деньги и потребление, а другие нематериальные ценности. Давайте ратовать за более скромный стиль жизни! Ведь нам не нужны все те вещи, которые хвалят в интернете. Когда дети чувствуют, что хорошие отношения важнее дорогих вещей, они уже не поддаются подобным соблазнам.
  • Забота друг о друге, совместное времяпрепровождение или небольшие семейные традиции помогают сформировать ту самую эмпатию и внимательное отношение к окружающим.
  • Важно с раннего детства прививать любовь к чтению, не мешать познанию ребёнка, чтобы развивать любознательность и фантазию. Именно любознательность отвечает за внутреннюю мотивацию к изучению нового.
  • Если ребёнок знает, что его ценят, ему доверяют, всегда выслушают, то у него практически не будет необходимости выставлять себя напоказ в интернете и получать лестные отзывы от незнакомцев.
  • Наши мыслительные возможности тесно связаны с языком. Поэтому сегодня, как и во все времена, необходимо поддерживать высокое искусство словесного общения - красивого, остроумного, уважительного, при котором никто никого не оскорбляет. Не только говорить самому, но и внимательно слушать- вот залог душевного и духовного здоровья.

Конечно, чтобы решить любую проблему с детьми, нужно остановиться и проанализировать своё поведение. Много ли мы времени проводим со своим даже подросшим ребёнком? Не отмахиваемся ли мы от него? Может, мы сами застряли в этой гонке за успехом, за внешними, никому, по сути, не нужными вещами?

Вот что пишет Элизабет Лукас: «ключевую роль играет домашняя среда, в которой дети и подростки используют современные средства коммуникации. В семьях, где родители опустили руки, слишком загружены или проявляют безразличие, дети погружаются в виртуальную реальность, и это имеет далеко идущие последствия.

Конечно, запрет или ограничение электронных средств не работает. Но вот что работает всегда и во всех культуры слоях общества: любовь к ребёнку, которую тот может почувствовать, время, посвящённое ему, разговор, понимание, вера, радость. Если ребёнок любим, ему проще развить социальные навыки, которые намного важнее цифровых».