Найти тему
IPLogos

Не Продается Вдохновенье - Роль Пушкина в Развитии Авторского Права России

"Monument to the Poet (Монумент Поэту)" by MikleRav is licensed under CC BY 2.0"
"Monument to the Poet (Монумент Поэту)" by MikleRav is licensed under CC BY 2.0"

6 июня исполнилась 221 годовщина со дня рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Интересно, что этот талантливый поэт сыграл огромною роль не только для развития русского языка и литературы, но и для развития авторского права.

Книжный бизнес в Российской Империи развивался очень медленно, население особого интереса к книгам не проявляло, поэтому юридические нормы, регулирующие авторские права, появились в законодательстве достаточно поздно. Но к 1828 году интерес к книгам значительно вырос, и законодательство закрепило нормы авторского права в Цензурном Уставе, согласно которому авторам предоставлялось исключительное право на издание и продажу их сочинений, а наследники могли пользоваться им в течение 25 лет со дня смерти автора.

В 1830 году Государственный Совет, высшее законосовещательное учреждение Российской Империи, расширил действие авторского права, постановив, что если за 5 лет до истечения 25-летнего срока наследники сделают новое издание, то право их продолжается еще на 10 лет.

Именно эти нормы права действовали в момент смерти Пушкина в 1837 году.

15 апреля 1857 года Государственный Совет заменил сроки 25 и 35 лет действия «прав на литературную собственность» на 50 лет. Мотивы такого благосклонного отношения к литературе Совет не объяснял, хотя существовало мнение, что пример Запада способствовал увеличению срока действия авторского права.

Но существует и еще одна версия данного события.

Вдова поэта, Наталья Николаевна, очень следила за охраной доставшейся ей и детям литературного наследства. Например, в 1846 году, когда поэт Плетнев П.А. решил передать журнал «Современник», главным редактором которого был Пушкин, а после него - Плетнев, кружку Белинского, Наталья Николаевна, будучи опекуном совместных с поэтом детей, потребовала возвратить право на издание журнала наследникам поэта с целью «сохранения выгоды малолетних». Плетнев отказался от данного требования, и тогда вдова обратилась в Государственный Совет, но поддержки там не нашла.

А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831—1832
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831—1832

29 января 1862 года все произведения Пушкина должны были перейти в общественное достояние, чего Наталья Николаевна совершенно не желала. За 5 лет до истечения срока действия авторских прав в 1856 году она официально обратилась к министру Народного Просвещения Норову А.С. с просьбой оставить за наследниками поэта пожизненное право исключительного печатания сочинений покойного отца по причине того, что их отец «при жизни своей не был в состоянии нажить достаток».

На самом деле, в 1856 дети Пушкина были уже достаточно взрослыми. Оба сына находились на военное службе. Всем наследникам император назначил пенсию, также наследники должны были получить доход от первого посмертного издания около 250 тысяч рублей.

Однако министр Народного Просвещения Норов А.С. нашел такую просьбу справедливой и согласился, что «25-летний срок пользования умственным достоянием умерших авторов, назначенный для их семейств или родственников, слишком короток». Срок был пересмотрен II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

Необходимость увеличения срока действия исключительного права на произведение обосновывалась тем, что в России авторы имели очень мало выгод, их вознаграждение за труд было невысоким, круг читателей довольно был узкий, многие авторы сталкивались с трудностями в распространении книг, авторы просто не успевали получить денежный результат за свою работу при жизни, поэтому виделось справедливым увеличить для наследников авторов время, «в которое они могут по закону пользоваться исключительным правом перепечатывать и издавать их сочинения, дабы таким образом сохранить выгоды, по крайней мере, всему первому от них поколению».

Итак, срок исключительного права владения литературным произведением был увеличен до 50 лет.

Сразу после увеличения срока наследники Пушкина продали права на издание его произведений книгоиздателю Исакову Я. Но через несколько лет книгоиздетель Вольф М.О. самовольно начал издавать детские сказки Пушкина. Первой изданной сказкой стала «Сказка о рыбаке и рыбке». Исаков посчитал поведение Вольфа нарушением его исключительного права, хотя Вольф ссылался на то, что закон допускает делать публикации произведений в учебных и воспитательных целях и что книга состоит в основном из иллюстраций. Судебный процесс был долгим, Вольф дошел до сената и самого императора, но везде получил отказ, также ему присудили выплату убытков в размере 2 тысяч рублей и постановили изъять из продажи все непроданные экземпляры.

Литературное сообщество, ученые, юристы отрицательно отзывались о данном обстоятельстве, считая «50-летнее право владения литературным произведением слишком продолжительным и несостоятельным». Многие считали, что увеличение права сказывается плохо на популярности самого Пушкина, который всегда хотел быть «народным поэтом». Пока исключительное право было в силе, средняя стоимость книги поэта составляла 20 рублей, что было крайне высокой суммой для большинства населения страны. До истечения авторских прав в год продавалось около 2 тысяч экземпляров собрания сочинений Пушкина, всего за 50 лет было продано не более 60 тысячи экземпляров.

С 29 января 1887 года произведения Пушкина перешли в общественное достояние – издавать книги могли все без разрешения и выплаты гонорара. Стоимость собрания сочинения составила 1,5 рубля. Только в 1887 было продано несколько сот тысяч книг. С тех пор читательский спрос на книги Пушкина не уменьшился. Пушкин действительно стал «народным поэтом».