Флагман ВМС Украины «Гетман Сагайдачный» ждет очередной этап ремонта. На этот раз будут восстанавливать газотурбинную установку М7Н1 и топливную аппаратуру. Выполнять работы будет николаевская «Зоря-Машпроект».
Сам тендер на ремонт корабля был проведен по так называемой «переговорной процедуре», так как «Зоря-Машпроект» в свое время производила эту установку, владеет технической документацией и остается единственным компетентным подрядчиком.
Стоимость работ составит 13 964 307,83 грн. ($525 тыс.).
Как отметили на самом предприятии в пресс-релизе о ремонте корабля, «ГП «Зоря-Машпроект» всегда готово присоединиться к развитию украинского флота и его поддержки в боевом состоянии. Делаем Украину сильнее вместе с ГК «Укроборонпром»» [холдинг, куда входит «Зоря-Машпроект», прим.авт. ]
Ранее с ремонтом «Гетмана Сагайдачного» было связано несколько скандалов. Так, в 2017 году сразу после очередного ремонта на корабле вышел из строя дизель-генератор. Военная прокуратура Южного региона Украины тогда требовала оштрафовать подрядчика за некачественный ремонт. Сумма иска тогда составляла 668 тыс. грн. (около $25 тыс.).
До этого, в мае 2017 года «Гетман Сагайдачный» проходил ремонт на Черноморском судоремонтном заводе (Ильичевском СРЗ), на что из бюджета Украины выделили 14,5 млн грн. (около $540 тыс.).
Это был первый этап глобальной модернизации корабля, на которую правительство Украины запланировало выделить 91 млн грн. (почти $3,4 млн).
Изначально сторожевой корабль проекта 11351 «Гетман Сагайдачный» (при закладке «Киров») вступил в строй 2 апреля 1993 года. Соответственно в 2018 году заканчивается заложенный конструкторами срок эксплуатации.
Конечно, для корабля четверть века - это не такой большой срок, особенно если брать во внимание такие легендарные примеры как спасательное судно Черноморского флота «Коммуна», которому в 2020 году исполнилось 105 лет. Однако флагман украинского флота «Гетман Сагайдачный» вряд ли сможет повторить ее героический путь.
Даже бывший командующий украинским флотом вице-адмирал Сергей Гайдук отмечал плохое состояние «Сагайдачного».
«Качество этих поддерживающих ремонтов, которые проводились николаевским заводом имени 61 коммунара, оказалось очень низким. Из двух заявленных в ремонт корабельных дизель-генераторов один вышел из строя еще на гарантии. Причем эту поломку не смогли устранить даже в течение гарантийного срока» , — рассказал тогда вице-адмирал.
Гайдук также отметил, что выходом для ВМС Украины могло бы стать строительство новых кораблей, которые были бы адаптированы под стандарты НАТО.
Воспринимать всерьез «Гетмана Сагайдачного», похоже, не готовы даже на Украине.
Напомним, ранее на ГП «Зоря-Машпроект» начались сокращения и оптимизация перед приватизацией.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Будет интересно!