Найти тему
Зелёный свисток

Правдивая железнодорожная история, имевшая продолжение почти через 10 лет. Посвящается локомотивным бригадам

Друзья! Иногда, на улице или где-то еще, мы совершенно случайно сталкиваемся со знакомыми людьми, или с теми, которых даже не знаем, но просто видели их где-то – на станциях метро, в транспорте, в каком-то заведении, магазине. Да мало ли где! Они вам просто чем-то запомнились – яркой одеждой, внешностью. Знакомая ситуация, верно? Называется, сошлись гора с горой. У меня таких необычных встреч было очень много! Я могу нос к носу столкнуться с человеком за тысячи километров от дома. Только в том году таких встреч на дальнем расстоянии от дома у меня было две. Совершенно случайно в очереди в кассу Петропавловского собора в Питере я встретился со своей соседкой по дому. Вторая встреча со знакомой семьей произошла в январе этого года в Сочи, где я проводил зимние каникулы, любуясь зелеными деревьями и Черным морем, уехав из слякотной Москвы. Я всегда шучу по этому поводу, говорю, если прилечу на Луну, то и там увижу знакомых. Для меня настолько тесен мир! Разве это не удивительно? И я многие случайные встречи помню, хотя они были очень давно -10, 20 или более лет назад. Я уже не удивляюсь подобным встречам, но они продолжают происходить. Речь сейчас пойдет об одной из таких, которая имела продолжение через 9 лет.

Итак!

Глава первая. Предыстория.

В 2011 году «родина» отправила меня в Абхазию управлять тепловозами, которые возили «вертушками» речной грунт с огромными валунами из русла реки Бзыбта, вытекающей из горного озера Рица. («Вертушка» на железнодорожном сленге – состав, курсирующий на одном и том же маршруте.) Вагоны - самосвалы, их правильное название думпкары, загружались погрузчиками тут же, на берегу Бзыбты. Этими валунами засыпана вся Имеретинская болотистая низменность, на которой впоследствии построили целый город и большую часть Олимпийских объектов. Эти поезда водили мои машинисты, а я был у них начальником. Работа была ужасная, тяжелые условия, долгий оборот, который часто длился сутки из-за растаможки груза, при том, что всего-то длина маршрута 80 км в оба конца. Плюс жара, часто за 30. Но я ничего не мог сделать, чтоб работалось бригадам хоть немного лучше. Было 10 частных тепловозов серии ДМ62, они возили поезда от станции Гагра до станции Весёлое - это Большой Сочи, самая граница с Абхазией. Два тепловоза в сцепке работали на маневрах. У меня в подчинении было несколько бригад, две смены вахтой со старшими машинистами, которые жили в городе Гагра, снимая жильё за собственные деньги в частном секторе. Я их по работе часто навещал. Это были машинисты и помощники из различных депо, в основном с Приволжской железной дороги, решившие уволится с "железки". Тогда на дороге работать было очень тяжко. (В общем-то, и сейчас нелегко, всегда нелегко!) Локомотивные бригады работали примерно уже полгода до моего приезда, по сути, предоставленные сами себе. На работу в Абхазию меня наняла московская компания, но должна была платить компания абхазская. В итоге, так никто ничего и никому не заплатил. Это был обычный обман, а организации назывались «Шараж-Монтаж». Но я это понял сразу и расслабился, но не расстроился, и не то видел. Проживание со шведским столом в гостинице на берегу моря в городе Сухум было оплачено моим работодателем. Можно считать, что это был просто отпуск у моря. Скрепя зубы, я отдыхал. Именно так! Почему не уехал сразу? Я дал слово, а мое слово – "купеческое".

Был в нашем коллективе один молодой помощник, который мне запомнился, уж не знаю чем, наверное, скромностью и открытым взглядом с верой в людей. А я очень хорошо читаю по лицам. Звали его Алексей. С ним мы, уже значительно позднее, несколько раз перезванивались, как и с некоторыми моими машинистами, но многие со временем из памяти ушли. Но остались в сердце!

Все бригады, поняв, что их финансово обманывают, из Абхазии по моему совету уехали. Кто-то раньше, кто-то позже, не получив обещанных денег за работу. Я подал им пример, объяснив ситуацию. Никто им платить не собирался. И мне! Так и вышло. Это был очень большой обман со стороны работодателя. Ничего, пережили. И отдых в Абхазии я бы вам не посоветовал в принципе. Сейчас не буду описывать природу субтропиков и качество сервиса. Для этого есть отдельные сайты.

Тепловоз ДМ 62, хотя на табличке с номером буквы "Д" нет. Виден думпкар, сошедший с рельсов из-за уширения пути. В 100 метрах за вагоном река Бзыбта.
Тепловоз ДМ 62, хотя на табличке с номером буквы "Д" нет. Виден думпкар, сошедший с рельсов из-за уширения пути. В 100 метрах за вагоном река Бзыбта.
Сцепка тепловозов на вытяжном пути.
Сцепка тепловозов на вытяжном пути.
Локомотивное депо Сухум. Тепловозам проводят ТО2. На территории депо совершенно спокойно пасутся коровы, что говорит о его неработоспособности.
Локомотивное депо Сухум. Тепловозам проводят ТО2. На территории депо совершенно спокойно пасутся коровы, что говорит о его неработоспособности.
Состав, загруженный щебенкой, готовится к отправлению в Россию. Виден тепловоз, заходящий под состав. Олимпстрой ждет наш груз.
Состав, загруженный щебенкой, готовится к отправлению в Россию. Виден тепловоз, заходящий под состав. Олимпстрой ждет наш груз.
Общий вид депо Сухум. Свежая щебенка - работа российских ПМС, которые уложили путь от Сочи до Сухума, поднимая экономику Абхазии. Абхазия любит отдыхающих. А они ее?
Общий вид депо Сухум. Свежая щебенка - работа российских ПМС, которые уложили путь от Сочи до Сухума, поднимая экономику Абхазии. Абхазия любит отдыхающих. А они ее?
Стоящие запчасти, тепловоз - донор. Он уже никогда никуда не поедет.
Стоящие запчасти, тепловоз - донор. Он уже никогда никуда не поедет.
Лучи света через дырявую крышу и отсутствующие стекла в окнах.
Лучи света через дырявую крышу и отсутствующие стекла в окнах.
В депо всегда свежий воздух. Никому ничего не надо. Состояние плачевное.
В депо всегда свежий воздух. Никому ничего не надо. Состояние плачевное.
Моторовагонное депо. Все поросло традисканцией. Движение пригородных поездов давным-давно отсутствует.
Моторовагонное депо. Все поросло традисканцией. Движение пригородных поездов давным-давно отсутствует.
Еще один железнодорожный хлам.
Еще один железнодорожный хлам.
Ничего не работает, все заржавело, покрылось мхом и плесенью. все это - металлолом.
Ничего не работает, все заржавело, покрылось мхом и плесенью. все это - металлолом.
Единица тепловозного парка, пришла с линии. Всего в парке Абхазских ж.д. на 2011 год было 2 исправных тепловоза ЧМЭ3. Но выглядели они вот так. Абхазские машинисты не знают ПТЭ, красный сигнал должен быть справа.
Единица тепловозного парка, пришла с линии. Всего в парке Абхазских ж.д. на 2011 год было 2 исправных тепловоза ЧМЭ3. Но выглядели они вот так. Абхазские машинисты не знают ПТЭ, красный сигнал должен быть справа.
Железные дороги Абхазии 2011 год. Вид в сторону станции Сухум. Она через 5 км отсюда. Видна граница нового пути. Контактная подвеска, полагаю, восстановлена никогда не будет.
Железные дороги Абхазии 2011 год. Вид в сторону станции Сухум. Она через 5 км отсюда. Видна граница нового пути. Контактная подвеска, полагаю, восстановлена никогда не будет.
Здание вокзала станции Бзыбта. Состояние еще более-менее, если так можно сказать. Видел фото станции Тквартчел, павильон которой полностью разрушен и внутри ходят коровы.
Здание вокзала станции Бзыбта. Состояние еще более-менее, если так можно сказать. Видел фото станции Тквартчел, павильон которой полностью разрушен и внутри ходят коровы.
Мост через реку Келасур. Вид в сторону Сухума. Недавно здесь проехал случайный тепловоз 2ТЭ10 ОАО "РЖД"
Мост через реку Келасур. Вид в сторону Сухума. Недавно здесь проехал случайный тепловоз 2ТЭ10 ОАО "РЖД"
Подход к мосту. Полностью нарушен габарит.
Подход к мосту. Полностью нарушен габарит.
Тот же мост, вид с реки.
Тот же мост, вид с реки.
Железнодорожный вокзал станции Сухум, с которого, на тот момент, никуда не уехать. На "большую землю" уехать можно только автобусом или другим частным транспортом. До границы с Россией примерно 110 км.
Железнодорожный вокзал станции Сухум, с которого, на тот момент, никуда не уехать. На "большую землю" уехать можно только автобусом или другим частным транспортом. До границы с Россией примерно 110 км.

Глава вторая. История.

В январе этого года на известный мессенджер я получаю вот этот текст: «Добрый день, Андрей Юрьевич! Я учился у Вас «на класс» в ноябре 2019. Вы рассказывали про свои путешествия, я хотел бы посмотреть фотографии из Абхазии, во время учебы посмотреть не получилось, мало встречались. Извините за беспокойство. Воронин Алексей».

С удовольствием поделюсь своими впечатлениями! Рад неформальному общению, оно всегда сближает.

Напомню, что я работаю преподавателем технических дисциплин в учебном центре ОАО «РЖД». Надо сказать, что в группе, где учился Алексей, я уроки почти не вёл, наше общение было очень коротким, несколько часов. И мне трудно было кого-либо запомнить за столь короткий промежуток времени. А память у меня хорошая.

Я пообещал выполнить его просьбу, а взамен попросил выслать мне его фотографию, что бы лучше его вспомнить. Алексей прислал фотографию, где он стоит в форме на фоне фонтана на территории нашего учебного центра.

Какого же было мое удивление, когда я узнал своего бывшего работника "образца 2011 года", заметно повзрослевшего и возмужавшего - того самого Алексея! А вот он меня не узнал, объясняя тем, что даже и не мог себе представить такую встречу. Да и время прошло, 9 лет, оно, как мы знаем, людей меняет.

Я его пригласил ещё раз посетить наше достойное заведение, уже для общения неформального, а может быть, и на учебу.

Ну и хочу показать фотографии, в моём случае подтверждающие тесноту мира. Вот они.

Машинист тепловоза Алексей Воронин, мой студент, недавно повысивший свою квалификацию. Пресненский учебный центр ОАО "РЖД" г. Москва. Ноябрь 2019 года.
Машинист тепловоза Алексей Воронин, мой студент, недавно повысивший свою квалификацию. Пресненский учебный центр ОАО "РЖД" г. Москва. Ноябрь 2019 года.
А это он же, Алексей Воронин 10 лет назад, сентябрь 2010 года. За контроллером машиниста тепловоза.
А это он же, Алексей Воронин 10 лет назад, сентябрь 2010 года. За контроллером машиниста тепловоза.
Мои локомотивные бригады, Алексей Воронин в синей футболке в центре кадра.
Мои локомотивные бригады, Алексей Воронин в синей футболке в центре кадра.
В белой рубашке - ваш покорный слуга. Гагры, Встреча с трудовым коллективом. Обе фотографии немного подретушированы.
В белой рубашке - ваш покорный слуга. Гагры, Встреча с трудовым коллективом. Обе фотографии немного подретушированы.

Большой постскриптум. Еще одна очень отдельная интересная история, связанная с историей этой же. Я недолго.

Я всегда делюсь впечатлениями от своих поездок. И когда я показывал серию фотографий про Абхазию, один мой коллега именно на этой фотографии узнал своего друга, он на фото в полосатой майке. Ну разве мир не тесен? Контакт восстановлен! Программа обновлена! Теперь общаемся все вместе. Добавлю пару слов о герое моей истории. Он грамотный машинист, сейчас получает высшее профильное образование. И именно на таких держится железная дорога.

Небольшой постскриптум. Разрешения на публикацию личных фотографий получены, текст согласован.

Надеюсь, что вы оставите свой комментарий на мой рассказ, я для вас старался. Поделитесь своими интересными историями, читать будем вместе.