Жителей городов не удивить самолетами-памятниками, однако в малых населенных пунктах с этим дела обстоят по проще. Пушка, зенитка, если райцентр крупный, то могут поставить и БТР или танк. Однако в маленьких деревушках обычно ставят скромный обелиск и на этом интересности заканчиваются.
Однако история Ил-14 в деревне Иваньково-Ленино Алатырского района Чувашской республики одновременно и грустна и интересна, и началась задолго до появления большинства наших читателей на свет.
В 1941 году Великая Отечественная Война добралась и до этого далекого села. Помимо обязательной мобилизации на фронт, в жизнь рядовых колхозников пришла необходимость участвовать в строительстве Сурского Оборонительного Рубежа.
В местном колхозе трудился и Андрей Сарсков. Ветеран Первой Мировой и Гражданской войн потерял на фронте двоих сыновей и на призыв сдавать деньги на нужды фронта откликнулся сразу. Суммы колхозники давали крупные, но Сарсков сдал около ста тысяч рублей, на которые был приобретенсамолет для героя Совесткого Союза Федора Никитича Орлова. Андрей Сарсков даже писал письмо Сталину в газету Правда, и его пример активно тиражировался для сбора денег на нужды фронта. Орлов на подаренном Ли-2 отлетал всю войну, а 1953 самолет списали на запчасти.
В 1986-м году Орлов добился, чтобы в Иваньково-Ленино в качестве памятника установили самолет на котором он летал после войны, и самоходом из части был доставлен Ил-14.
Его установили возле дома Андрея Сарскова и взяли на баланс администрации деревни. Первое в ремя в самолете был музей воинской славы, а потом наступили 90-е.
Сначала самолет перестали охранять, потом начали потихоньку грабить. на настоящий момент при виде самолета хочется плакать. Разбит, разграблен, и служит местом для пьянок молодежи.
В 2013 году был поднят вопрос о перемещении памятника на родину Ф. Орлова в Ядрин, потом решили перевезти его в Чебоксары. Однако, после расчетов, решили, что это дорого невыгодно и целесообразно.
И судя, по всему самолет ждет очень унылое будущее.
Ил-14 на всю страну остались единицы, но спасать самолет никто не собирается, а износ планера рано или поздно сделает свое дело. И тогда в ближайшем пункте приема цветмета появится несколько тонн аллюминия.
А уникальный памятник Боевым и Трудовым подвигам окончательно пропадет из наей памяти.