В последние года горнолыжный спорт набирает все большую популярность. Увеличение числа поклонников горных лыж логично привело к развитию соответствующего оборудования и появлению новых приемов в катании. В этой статье мы расскажем о таком направлении, как карвинг на лыжах – истории его возникновения, особенностях и нюансах освоения.
Что это такое и как появилось
Это направление – отличный способ снять нервное напряжение от современного ритма жизни, насладиться свежим морозным воздухом, получить заряд адреналина и, конечно, поддержать свое здоровье и физическую форму.
Окончание 80-х годов прошлого столетия ознаменовалось кризисом горнолыжного спорта. Существующие на тот момент технические приемы применялись для улучшения сцепления инвентаря со снежным склоном, но при этом снижали легкость скольжения. В этом отношении более «лояльным» себя проявил сноуборд, привлекая начинающих спортсменов более простой техникой и эстетичностью.
Очевидно, горным лыжам требовалась существенная «перезагрузка». С этой задачей великолепно справились талантливые специалисты, работающие с итальянским горнолыжником, олимпийским чемпионом Альберто Томба. Их разработкой стали карвы.
Карвинг-лыжи – это «приталенные» лыжи «новой геометрии». Особенность такой модели – расширенные пяточная и носочные части, создающие впечатление выраженной узости середины. Поставленная на ребро, такая лыжа сохраняла прочное сцепление в области пятки и носа, прогибаясь дугой в центре. Это позволило комфортно, без особых усилий вписываться в поворот, избегая юза и сноса при неснижаемой скорости.
Название снаряжения и, собственно, самого направления – карвинга – произошло от английского слова carving, что переводится как «резка». Такое слово в полной мере отражает революционный технический прием – карвы, наклоняемые при повороте, буквально взрезаются ребром в поверхность снежного наста. Появляющиеся при этом узкие, глубокие борозды становятся фактически «рельсами», скольжение по которым позволяет легко поддерживать и увеличивать темп движения, не теряя устойчивости. Так, наконец, горнолыжный спорт вернул себе былую популярность, став доступным для освоения людьми любой степени подготовки.
Особенности техники
Основа основ в технике карвинга на горных лыжах – так называемая ангуляция. Это естественное для человеческой физиологии, интуитивно понятное движение, представляющее собой сознательное, ритмичное сгибание частей тела (бедер или коленей) с целью закантовки («постановки» на канты) лыж.
Сгибание сопровождается попеременным смещением центра тяжести в стороны поворотов. При сгибании коленей схема движения будет выглядеть следующим образом: повороту в правую сторону должно сопутствовать сгибание правой ноги, разгибание левой, перенос центра тяжести (смещение корпуса спортсмена) – вправо. Лыжи при этом поворачиваются в противоположную сторону. По такому же принципу далее осуществляется маневр налево.
Перечислим другие специфичные черты, в том числе, позволившие «расширить горизонт» как для «новеньких», так и профессионалов:
- визуально траектория перемещения напоминает синусоиду с ритмичным, непрерывным переходом одного поворота-«волны» в другой;
- движения ног, описанные выше, требуются для того, чтобы создать закантовку лыж под нужным углом – дальнейшая «работа» производится за счет импульса, уже заложенного в конструкцию инвентаря. Прогибаясь дугой в своей серединной части до соприкосновения со снегом, карвы сами ведут за собой лыжника, что, несомненно, сохраняет его энергию. Лыжи, поставленные на ребро под большим углом, движутся динамичнее;
- не предусмотрены шаговые элементы, что избавляет спортсмена от излишних телодвижений, а, значит, и ненужного мышечного напряжения;
- отсутствует так называемое проскальзывание карвинговых лыж – их движения в поперечном направлении, в результате чего кант скребет поверхность склона, создавая активное торможение;
- лыжные палки в карвинге не являются строго обязательным элементом, однако, их использование позволяет отточить мастерство катания. Они играют роль в балансировании при спуске, дают при необходимости возможность скорректировать траекторию и в целом позволяют быстрее и точнее реагировать в различных ситуациях. При этом палка не должна использоваться как полноценная опора для толчка – касания (укола) склона вполне достаточно;
- обязательным условием безопасного и технически верного спуска на карвах является их параллельность друг другу, а также параллельное положение ног. Угол постановки лыж на ребро должен быть одинаковым при каждом маневре.
Как правильно начать
Ниже мы приведем рекомендации для начинающих. И первым советом будет доверить свое обучение грамотному инструктору, что значительно сэкономит ваше время и поможет избежать травм. Да и в принципе результат самостоятельных занятий неочевиден.
Выбор снаряжения
На первом этапе изучения навыков карвинга горные лыжи нужно выбирать небольшой длины, без резких углов, с радиусом около 10-15 м. Карвы с радиусом меньше также отлично подойдут для медленного скольжения на пологих учебных спусках. При попытках нарастить скорость они становятся довольно «резвыми», и это может стать проблемой для новичка. Снаряжение подбирается также по весу и росту пользователя.
Универсальные модели лыж оснащены рокером – изгибом, приподнимающим носок. Назначение:
- делает закантовку и вхождение в дугу более плавными и мягкими;
- упрощает выполнение большинства технических элементов;
- сохраняет равновесие человека, если на пути встретился незначительный бугор или ком снега.
Крайне важна правильно подобранная обувь – неподходящая может не только затруднить процесс обучения и катания в целом, но и привести к проблемам со здоровьем. Ботинки для карвинга различаются по степени жесткости – для начинающих показатель составит 60-100. Более мягкие модели не обеспечат плотный надежный обхват голеностопа, более жесткие вызовут дискомфорт.
Своеобразным ориентиром послужит следующее – в подходящей модели вы не сможете поднять пятку внутри ботинка. В целом рекомендуем ориентироваться на собственные ощущения – они не должны быть неприятными или тем более болезненными. Если в момент примерки таковые уже возникли, от этой экипировки стоит сразу отказаться и подобрать другую пару. Привыкания или «разнашивания», как в повседневной обуви, здесь не существует.
В идеале, при серьезном настрое начинать обучение нужно в горнолыжных ботинках, приобретенных под ваши индивидуальные особенности – выбор снаряжения в прокате довольно узок, подобрать там действительно удобный и безопасный вариант крайне сложно.
Не меньше внимания уделите подбору одежды. Будет ли это комбинезон или комплект, состоящий из куртки и брюк – дело ваших личных симпатий. Главное – модель удобна и не стесняет движений.
Поскольку карвинг на горных лыжах подразумевает довольно активную эксплуатацию снаряжения и сопровождается контактом со снегом и падениями у новичков, лучше отдать предпочтение специализированным спортивным изделиям. Они изготавливаются из прочной, непромокаемой ткани и по технологиям, позволяющим максимально уменьшить объем и вес обмундирования без потери согревающих свойств.
Не лишними окажутся также специальные очки или маска, которые:
- защитят глаза от солнечных лучей;
- при падении – от травм глазного яблока;
- при переходе на более скоростной темп – от ветра и снежной крошки.
Нужен еще и защитный шлем, который смягчит удар головы, например, при столкновении с другим лыжником.
Выбор места
Карвинг необходимо практиковать на специальным образом подготовленных ратраком склонах. Не подходят поверхности с неутрамбованным снегом и природными неровностями.
Необходимо помнить такой момент про катание на карвинговых лыжах, что это в первую очередь скорость, поэтому для новичков добавим рекомендацию начинать тренировки на пологих спусках, на участках небольшой длины. Самонадеянность в этом вопросе может привести к печальным последствиям. Кроме того, попытка перебраться на склон повышенной сложности при отсутствии достаточной «наработанности» техники катания может закрепить существующие ошибки, что исключит возможность дальнейшего развития мастерства.
Старайтесь выбирать места с малым скоплением катающихся – необходимость контролировать помимо собственного процесса еще и ситуацию вокруг станет дополнительной ненужной сложностью.
Однако, в поисках «одиночества» не стоит забираться в абсолютно безлюдные места. В случае необходимости вы должны иметь возможность быстро добраться до места, где можно согреться или получить медицинскую помощь.
Правильная техника
Не торопитесь! Это касается как выбора трассы, так и самого процесса обучения. Начните с малого – освойте горнолыжную стойку: ноги расположены параллельно на расстоянии 20-30 см друг от друга, голеностопы упираются в язычки ботинок, руки слегка согнуты в локтях, взгляд – вперед. Во время обучения корпус должен сохранять среднее положение – в равновесии.
Большинство же «новобранцев» совершают ошибку, поддаваясь инстинктивным реакциям тела, что удерживает его в задней стойке. Чтобы осознанно контролировать этот момент, неплохо научиться ощущать, как распределяется давление по поверхности стоп.
Для освоения навыка в момент медленного спуска попробуйте различные положения тела:
- При небольшом отклонении вперед коленями и бедрами должно возникнуть усиление ощущения давления у основания пальцев ног – это передняя стойка.
- Чуть отклонившись назад, вы почувствуете, как давление переместилось на область пятки – тело приняло позицию задней стойки.
- Для средней же характерно отсутствие участков «повышенного» напряжения.
Попробуйте несколько раз сменить позу, отслеживая и запоминая логику происходящих изменений. Обратите внимание, что речь идет о малой амплитуде отклонений, когда от падения вперед или назад вас останавливают не ботинки или палки, а собственный контроль тела.
По мере развития мастерства пригодятся все три возможных положения и, если на первых тренировках был освоен навык осознанного управления процессом, прогресс не заставит себя ждать. Передняя стойка, например, придаст повороту устойчивости, а задняя пригодится на жестком склоне, предотвращая срыв карв.
Начинайте осваивать технику резаного скольжения медленно, «прислушиваясь» к тому, как лыжи откликаются на ваши движения. Плавно «перетекая» корпусом тела из стороны в сторону, прочувствуйте момент, когда одна лыжа завершает дугу, передавая «эстафету» другой. При этом следует стремиться к сокращению периода между поворотами, когда карвы едут плоско. На подобный режим обучения, несомненно, стоит отвести достаточно времени – он позволяет «поймать» и скорректировать неточности и упущения.
Описанное составляет главную задачу начинающего в первые 2-3 недели – научиться «ловить» мгновение перехода между поворотами и оперативно перераспределять баланс. Маневры, достаточно отработанные в «замедленном» темпе, постепенно приобретают технически точный автоматизм и дают возможность с удовольствием и безопасно переходить на более высокие скорости и крутые спуски, осваивать новые приемы и трюки.
В данной статье мы постарались максимально полно разъяснить, что же такое карвинг в горных лыжах, в чем его «индивидуальность» и какие шаги следует предпринять, чтобы обучиться этому направлению спорта. Для достижения успеха в данном вопросе постарайтесь преодолеть страх, как инстинктивную защитную реакцию разума, доверившись естественным реакциям своего тела. Когда оно приобретет нужную степень расслабленности, карвинг на горных лыжах будет приносить вам незабываемые ощущения легкости и свободы.
Читайте также: