Найти тему
борис павлов

GTA 5: история успеха одной из главных игр наших дней

GTA 5: история успеха одной из главных игр наших дней

Мировые рекорды, десятки наград и безумная прибыль – как Rockstar создала самый успешный развлекательный продукт в истории

Строить предположения насчет очередного выпуска Grand Theft Auto поклонники начали чуть ли не сразу после выхода Grand Theft Auto 4 в 2008 году, но Rockstar не стала торопиться с анонсом. О разработке Grand Theft Auto 5 компания объявила 25 октября 2011 года, а спустя неделю опубликовала первый трейлер, в котором показала игровой мир. После этого разработчики на целый год замолчали, лишь изредка публикуя новые скриншоты.

По словам руководителя Rockstar Сэма Хаузера, разработчики отнеслись к проекту предельно серьезно. «Одни только поездки по Лос-Анджелесу для сбора материала заняли у нас не меньше 100 дней. Мы сидели ночи напролет с разными странными типами, полицейские нас водили повсюду», — вспоминает Хаузер. — Мы говорили с агентами ФБР, которые в свое время работали под прикрытием, с мафиози, с уличными бандитами — даже в настоящую тюрьму посреди пустыни успели съездить. Вот уж где по-настоящему тоскливо».

В октябре 2012 стала известна дата релиза — весна 2013 года. Стартовали предзаказы, а в ноябре вышел второй трейлер. Вдобавок, журнал Game Informer опубликовал многостраничный материал о новинке. Именно тогда выяснилось, что в игре будет сразу три главных героя, между которыми можно в любой момент переключаться, а главной темой станут ограбления, которые так понравились игрокам в GTA 4.

В январе 2013 года фанатов ждали грустные новости: Rockstar не успела доделать игру в срок и перенесла релиз на осень. Разработчики понемногу делились подробностями: сначала в сети появилась обложка игры, в апреле вышел ролик о главных героях, в июле — геймплейный трейлер, а 15 августа был анонсирован многопользовательский режим — Grand Theft Auto Online.

За несколько дней до релиза кто-то выложил на торрентах пиратскую версию GTA 5 для Xbox 360 и PS3. За активацию игры на консоли можно было получить бан, но самых ярых фанатов это не останавливало — настолько им не терпелось прикоснуться к новинке.

17 сентября игра наконец вышла на Xbox 360 и PS3, и практически сразу стало понятно, что пятую часть ждет невероятный успех. Ведущие игровые издания не скупились на «десятки» — даже сейчас средняя оценка GTA 5 на Metacritic составляет 97 баллов из 100.

Старт продаж сопровождался безумными историями. Одного из покупателей в Лондоне, например, подкараулили три грабителя. Они дважды ударили его ножом, оглушили кирпичом и отобрали игру. А в Нью-Йорке трое фанатов купили на аукционе списанную полицейскую машину, достали форму, вошли в магазин и купили игру без очереди. Прокололись хитрецы во время выезда со стоянки — они неправильно развернулись на глазах у настоящего полицейского патруля.

Высокое качество игры обошлось создателям в копеечку. По приблизительным оценкам, бюджет выпуска составил $265 млн с учетом маркетинга — это один из самых высоких показателей в индустрии. Но риск того стоил: вскоре после выхода новинка побила сразу несколько рекордов Гиннесса. За первые 24 часа она заработала больше любого приключенческого экшна, игры или другого развлекательного продукта, а также быстрее всех в индустрии (за 3 дня с начала продаж) принесла создателям миллиард долларов. Кроме того, трейлер игры вышел в лидеры по количеству просмотров.

GTA 5 даже сумела вывести американский игровой рынок из кризиса. В сентябре 2013 года продажи игр и игрового оборудования в США впервые за девять месяцев выросли на 27%, достигнув 1,08 млрд долларов. Локомотивом роста стала Grand Theft Auto 5 — ее продажи составили целых 50% от общей суммы.

Что касается наград, то только звание «лучшей игры года» GTA 5 получила примерно от 30 изданий. Правда, в этом плане экшену несколько помешала The Last of Us, которая пользовалась у критиков гораздо большей популярностью — у нее наград было почти в четыре раза больше.

Через месяц после релиза заработал онлайн-режим. Поначалу он выглядел как приятное дополнение к основной игре, однако Rockstar каждые пару месяцев добавляла в него новый контент — транспорт, дома, одежду и оружие. Открывать это все можно было либо долгим фармом внутриигровой валюты, либо за реальные деньги. Как выяснилось позже, пользователи охотно тратили свои кровные на виртуальные особняки и машины: на микротранзакциях компания заработала больше миллиарда долларов. Предположительно, именно из-за GTA Online фанаты игры не увидели одиночных дополнений — слишком уж легко разработчики делали деньги на простых DLC для мультиплеера.

Впрочем, к GTA Online вышло и по-настоящему отличное расширение — «Ограбления». По сути, это набор из нескольких больших миссий в духе сюжетной кампании, только проходить их предлагается командой из четырех человек. На высокой сложности задания требуют четкой согласованности действий, и заканчивается каждая миссия эпично — масштабными перестрелками на земле, воде и в воздухе с толпой полицейских, бандитов, а порой и всеми сразу. В начале 2018 года вышло еще одно ограбление, но оно получилось слишком уж безумным: с летающими машинами, взрывами и спасением мира. «Прямо экранизация самого тупого американского блокбастера, — заключили поклонники проекта.

Отдельного упоминания заслуживает PC-версия. Хотя все номерные выпуски GTA появлялись на компьютерах, в промежутке между GTA 4 и GTA 5 вышел вестерн Red Dead Redemption, рассчитанный только на консоли. Такую же судьбу некоторые фанаты начали предсказывать и пятой части GTA.

Замешательством игроков воспользовались злоумышленники, которые распространили на торрент-трекерах вирус, замаскированный под PC-версию Grand Theft Auto 5. Программа вымогала у пользователя деньги, предлагая для окончания установки отправить сообщение на короткий номер — якобы для получения ключа. На самом деле после отправки сообщения со счета жертвы раз в день списывалось 1 евро.

В июне 2014 года Rockstar все же анонсировала вариант для PC, а также переиздания игры для новых тогда приставок — PS4 и Xbox One. Консольные версии вышли в срок, но вот порт для компьютеров задержался надолго. Сначала релиз перенесли с осени 2014 на зиму, потом на март 2015, а затем — на апрель. Долгое ожидание игры стало поводом для ожесточенных пикировок между фанатами приставок и PC: консольщики смеялись над «ждунами», а ПК-игроки в ответ благодарили их «за бета-тест». В итоге GTA 5 все же добралась до PC, где тут же обзавелась множеством модов — фанаты по сей день улучшают графику, меняют карту, превращают персонажей в супергероев и устраивают массовые сражения.

-2

Кстати, с фанатскими дополнениями связано несколько неприятных для разработчиков случаев, из-за которых у игры до сих пор «смешанные» отзывы в Steam. Во-первых, у GTA 5 оказался не самый лучший античит, который частенько банил всех подряд. Мошенники устанавливали расширение для накрутки денег, заходили в онлайн, после чего многие оказавшиеся с ними на сервере игроки незаслуженно получали блокировку. Rockstar так и не решила эту проблему, игнорируя все жалобы в сети.

Во-вторых, создатели умудрились сильно поссориться с фанатами-мододелами. Издатель одно время требовал закрыть OpenIV, платформу для создания расширений, поскольку она якобы позволяет обходить защиту игр и модифицировать программное обеспечение. Поклонники GTA 5 потребовали оставить создателей модов в покое и обрушили рейтинг игры в Steam, после чего издатель отступил.

Хватало и других неприятных историй — многим захотелось заполучить хотя бы часть прибыли Rockstar от GTA 5. Разработчиков пытались засудить музыканты, актеры, игроки, мафия и даже коллеги.

-3

По состоянию на август 2018 года тираж GTA 5 превысил 95 млн проданных копий, а заработала игра больше $6 млрд — столько денег не приносил ни один развлекательный продукт.

GTA 5 стала культурным феноменом. Можно по-разному относиться к ее жестоким персонажам и местами слишком абсурдной истории, но экшен тут — на высшем уровне. «GTA 5 — это самый насыщенный опыт, который только может предложить игровая индустрия здесь и сейчас. Она вмещает в себя сразу все: погони, перестрелки, убийства, смех, слезы, сцены собачьего секса, торговлю оружием, наркотические трипы, йогу, социальную сатиру и лучшую музыку на любой вкус».