Найти тему

Масазыргёль — розовое озеро близ Баку

Наверное у каждого в детстве были мечты о местах, где ему хотелось бы побывать.

Сначала это были сказочные дворцы из сказок, прочитанных родителями, потом, какие-то удивительные места на Земле, из первых освоенных самостоятельно книг, в подростковом возрасте — фантастические миры на окраинах Вселенной, и т.д. По крайней мере, у меня была такая последовательность.

Так вот, когда мне было лет 8-9, и я уже плотно подсел на чтение, родители смогли оформить подписку на "Детскую Энциклопедию". На мой вкус — лучшее книжное издание для детей Советского Союза.

Как любого ребенка, меня больше всего привлекал 4-й том с красочными фотографиями и рисунками животных, он так и назывался "Растения и животные". Я его зачитывал до дыр. Но был и другой, который я обожал не меньше — 1-ый — "Земля".

Там, помимо прочего, описывалось развитие животных видов, и были шикарные иллюстрации с динозаврами.

В Первом томе была и одна фотография, которая стала моей мечтой на долгие годы, а может даже десятилетия. Я буквально заболел ею, так хотелось побывать в тех местах. Это было фото озера Ретба в Сенегале.

Сенегальское озеро
Сенегальское озеро

Для меня, выросшего недалеко от Бульвара, видевшего воды Каспия всех цветов и оттенков, розовый представлялся невообразимой фантастикой.

Это розовое озеро настолько крепко засело в мозгах, что даже в конце 90-х, став уже взрослым состоявшимся человеком. Начав путешествовать по всему миру. Я нет-нет и возвращался к мечте о сенегальском озере.

К сожалению, в то время продавались только туры-сафари в Найроби, по неподъемной цене 10 тыс. долл. на человека.

Так бы наверное, я и состарился в неведении, если бы не появился его величество Интернет. К своем стыду, именно из него я узнал о существовании Розового Озера, в 10 минутах езды от Баку.

Это был шок! Столько лет мечтать увидеть розовые воды, а они под самым носом! Сколько детских ярчайших впечатлений я потерял ...

Я не понимаю, почему в школах, даже сегодняшних, не уделяют внимания чудесам шаговой доступности. Это наверное упрек даже не к Министерству Образования (невозможно прописать в программе все интересное для каждой местности), а к учителям.

Только здесь на канале, я писал о трех удивительных бакинских озерах — соленом Зыхском озере, Битумном озере в Балаханах и вот теперь о Розовом. А сколько еще интереснейших природных феноменов рядом.

Жаль, что дети, как и я когда-то, до сих пор лишены всего этого.

А теперь, после такого длинного и нудного вступления, о самом Масазырском розовом озере.

Розовое Озеро в поселке Масазыр

Масазыргёль находится в 15 км. от центра Баку, и в 8 км. от выезда из города (от остановки в поселке Масазыр около 2 км).

Площадь озера порядка 10 кв. км., а цвет различим даже из Космоса.

Вид со спутника ...
Вид со спутника ...

Со спутника конечно он не ахти, розовым и не пахнет, но надо учитывать цветофильтры стоящие на аппаратуре. Например, из окна самолета, на обычный смартфон, все выглядит совсем по другому.

... и самолета
... и самолета

Считается, что озер с ярким розовым цветом, в мире, всего 9 штук. Четыре из них находятся в Австралии, и по одному в Азербайджане, Франции, Испании и Сенегале. Все они соленые. Единственное пресное расположено в Канаде.

Вода в Масазыргёль очень соленая, с большим содержанием сульфата и хлорида, придающих ей даже не розовый, а красный цвет. Это особенно хорошо видно вблизи, находясь на уровне поверхности.

Вблизи
Вблизи

Не смотря на то что озеро сравнительно небольшое, запасы пищевой соли в нем поражают. По оценкам специалистов, солевая емкость Масазыргёля составляет 1 млрд. 735 млн. тонн. Причем она присутствует, как в самих водах, так и в отложениях.

С 1813 года здесь добывается соль в промышленных масштабах.

Это не пена, а соль
Это не пена, а соль

В 2010 году на берегу был отстроен новый солевой завод и добыча возросла до 90 тыс. тонн в год.

Вода в озере настолько соленая, что достаточно опустить в нее ноги и они тут же начинают покрываться кристалликами соли. Если находится в воде достаточно долго, то можно обрасти до неприятных ощущений.

Солевые горки, на заднем плане виден поселок Масазыр
Солевые горки, на заднем плане виден поселок Масазыр

Тем не менее, пребывание на озере считается лечебным. Особенно для людей с заболеваниями дыхательной системы.

Здесь не получится искупаться или обмазаться лечебной грязью, как на Зыхском соленом озере, но насладиться видом, подышать насыщенным солями воздухом ...

Иногда можно поймать по настоящему розовый цвет
Иногда можно поймать по настоящему розовый цвет

Единственная проблема состоит в том, что чтобы получить максимум пользы, надо приезжать на озеро в полдень, а чтобы насладиться сочным цветом — утром или вечером.

Вообще, цвет озера зависит от многих сопутствующих обстоятельств: облачности; ветра; времени года; и даже, иногда от устройства Ваших глаз.

Это как с известным платьем, ставшим знаменитым в Сети из-за того, что одни его видели золотым, а другие синим.

При высокой облачности цвет озера не так заметен
При высокой облачности цвет озера не так заметен

Лучше всего приезжать на Масазыргёль встречать рассвет или провожать закат. Тогда, в течение часа, можно увидеть максимальное количество оттенков красного, от нежно розового до фиолетового.

Рассвет
Рассвет

А это называется не повезло с ракурсом:

Вид на поселок
Вид на поселок