Когда-то давно мы жили при плановой экономике. Запланировано было все от количества мыла на душу населения до объемов чугуна на эту самую душу. Четкому планированию подлежали все аспекты жизни советского человека. Относительно всего можно было выстроить четкую линейку развития. Например общественная жизнь должна была развиваться так : октябрёнок > пионер> комсомолец> кандидат в члены КПСС > член КПСС, по такому плану и должен был жить
Каждому из этапов жизни строителя коммунизма соответствовал свой велосипед . Названия велосипедов могли меняться в зависимости от региона и производителя, но суть одна.
- Малыш - это трехколёсный велосипед с педалями на переднем колесе. Как велосипед он использовался от 2 до 4 лет. А потом ещё пару лет как самокат, потому как можно было одной ногой встать на ось задних колёс, а другой ногой толкаться, там даже специальные подпятники делали.
- Дружок , Бабочка , Зайчик, Конёк -горбунок - велосипед для советского ребёнка от 4 до 8 лет. Сначала нужно было ездить с «маленькими колесиками», а потом полноценно на двух колесах. Переход на два колеса означал переход на новую социальную ступень. Два колеса на Дружке это верный признак того, что скоро тебе на грудь повесят звездочку с маленьким Лениным и ты станешь октябрёнком.
- Школьник ГАЗ, выпускался на горьковском велосипедном заводе производственного объединения ГАЗ. (В эту же категорию можно занести велосипеды Десна 2, Аист и Кросс, Кама). Это почти взрослый велосипед и именно на нем советские дети получали свои первые серьезные травмы. Почти в каждом классе был человек, который сломал руку во втором классе упав с велосипеда Школьник. Изначально школьник выглядел уменьшенной копией взрослого велосипеда, был с кожаным седлом и рамкой. А в 80 х приобрёл характерное вытянутое седло и втулку заднего колеса, которая через месяц начинала безбожно прокручиваться. Это был велосипед советских октябрят, мальчишек и девчонок от 8 до 10 лет.
- Орлёнок по литовски Эрелюкас( в этой же категории Ласточка - женский Орленок или Салют). Орлёнок выпускался на многих велозаводах, но самый известный родом из Литвы из Шауляйского вело мото завода. Там же делали и Ласточку по литовски Кжерждуте . У классического орлёнка верхняя Труба рамы была сдавленная. Это были велосипеды советских пионеров 10 -15 лет.
- Украина ХВЗ - харьковский велозавод . Сюда же относятся такие велосипеды как ( Десна ЖВЗ - Жуковский велозавод , Сура ПВЗ - Пензенский велозавод , Урал ПВЗ - Пермский велозавод, Аист ММВЗ - Минский велозавод) . С этих велосипедов начиналась взрослая жизнь советского человека. И если по социальной лестнице человек шёл в правильном направлении, то владение таким велосипедом совпадало со временем членства в комсомоле и первых шагов в членство в КПСС. А так как в партию вступали далеко не все, соответственно эти «не все» могли ездить на таком велосипеде до самой пенсии.
- Спортивно - Туристические велосипеды ХВЗ - Харьковский велозавод , Спорт, Старт, Старт Шоссе, Спутник , Турист. Это высшая каста велосипедов советского союза - лучшие технологи, лучшая сталь и лучшие люди, которые на них ездили. И если посмотреть на советский табель о рангах, то такие велосипеды соотносятся с кандидатами в члены и членами КПСС. Такие велосипеды ценятся и сегодня из - за высокого качества их очень модно реставрировать и кастомизировать.
Сейчас очень круто ездить на велосипеда ХВЗ, который ты сам собрал и восстановил.