В северной части Ливана на одиноко торчащем куске скалы высится крохотная крепость. Называется сейчас Мусейлиха, в переводе на русский это "вооруженная". Эта крепость - самая маленькая в Ливане (самая большая находится не далеко в городе Триполи) и, с большой долей вероятности, еще и самая (или одна из самых) маленькая крепость в мире.
Вход в нее, кстати, вот с этой стороны, с северной. Видите, кусок лестницы справа? Она идет выше и доходит до двери, которая находится левее двух зеленых кустов-"точек", нашли?
Около крепости течет речка, которая называется Ореховой. На ней была мельница, которую реставрировали археологи. Мельница находится около скалы вот с этой стороны, в фотографию просто не влезла, она сильно ниже крепости. Когда-то на этой скале была другая крепость, построенная крестоносцами. Но от нее ничего не осталось. Ее полностью разобрали строители новой крепости в 17 веке. Вот этой, что на фотках. Строили по приказу местного правителя Фахр эд-Дина II - это такой местный Петр Первый - прорубатель окон в Европу, реформатор и объединитель земель ливанских. Убит турками. Он слишком масштабная фигура, чтоб о нем рассказать в одной заметке, я подумаю и как-то сделаю цикл -по связанным с ним местам, что где происходило.
Кстати, это еще и единственная известная мне крепость, в которую чисто физически было невозможно загнать лошадей. И из-за того, что лестница слишком крутая, и из-за того, что поставить их там негде. Ибо сами ее обитатели явно ходили в ней боком.
Вот тут под полом есть резервуар, куда собирали дождевую воду. А вообще, в этой крепости три этажа. Размещавшийся тут отряд контролировал дорогу между Триполи и более южными городами региона. Кстати, всю дорогу от моря к крепости не видно, но в соседней скале видны пещеры. Я думаю, там сидели дядьки, которые предупреждали о том, что кого-то заметили еще до того, как он становился виден из крепости. Крепость находится в долине между горами. В нескольких километрах от моря. Когда-то дорога шла по берегу, но в 551 году н.э. у нас тут было цунами и землетрясение, которое это цунами вызвало. И берег обвалился. Дороги не стало. Только в 1942 году стало вновь возможно проехать по берегу: австралийские инженеры и южноафриканские шахтеры построили там железную дорогу. Кто не видел, может посмотреть видео вот к этому материалу - оно архивное и видно, как там оно все было до их прихода.
По этой лестнице и можно подняться на второй и на третий этаж. Видите, какое там все маленькое? Кстати, посещение крепости бесплатное. Выход из нее - тоже :) Находится около дороги, так что можно притормозить и посмотреть. А потом поехать дальше.
Кстати, знаете, что вот это такое? А это специальная такая дырка над входом в крепость. Именно через нее на головы непрошеных гостей лили раскаленное масло, а также содержимое ночных горшков.
Какое счастье, что больше тут так не делают!