Независимо от того какой тип медитации мы практикуем, мы сталкиваемся с «блужданиями» ума, всевозможными помехами и отвлечениями в каждой сессии медитации. На продвинутых этапах пути практики, почти у каждого наступает момент когда интерес и мотивация значительно снижаются, замедляется прогресс, а иногда и полностью останавливается.
В этой и связанных статьях, вы найдёте рецепты как преодолевать такие препятствия, а также как останавливать внутренний диалог, и в медитации, и в повседневной жизни. Эта инструкция может стать замечательным дополнением техники медитации для начинающих и продвинутых практиков.
Весь спектр помех можно отнести к 5 категориям:
- Сонливость, вялость ума;
- Возбужденность и неугомонность ума;
- Сомнение (в себе и своих способностях, в практике, в наставнике и т.д.);
- Чувственное желание (я-хочу, мне это нравится);
- Отторжение (я-не-хочу, мне это не нравится).
1. СОНЛИВОСТЬ И ПРИТУПЛЕННОСТЬ УМА.
Вместе с возбуждённостью ума, это самая частая помеха в медитации. Если у вас не энергетический психотип, то эта помеха будет с вами большую часть длительных медитаций.
В целом эта помеха посещает всех без исключения медитирующих, от новичков до практиков с опытом ниродхи и просветления.
Это наиболее труднопреодолимое препятствие в медитации для новичков, а для продвинутых практиков, это частая причина преждевременных выходов из медитации.
Причины возникновения этой помехи:
- Недостаток энергии.
- Недостаток осознанности.
- Недостаточный внутренний приоритет медитации.
Как проявляется:
🌀 Если помеха не сильная, как замутнённость восприятия с появлением мыслей непонятно о чём.
🌀 Если сонливость сильная, как провалы в сон с появлением мыслей, голосов и картинок.
🌀 Если очень сильная, добавляются клевки носом и провалы в более глубокие фазы сна.
Как преодолевается:
🌀 Медитациями с утра и медитациями сразу после сна (при медитациях часами).
🌀 Повышением интереса к происходящему в медитации. Это очень похоже на подкручивание резкости в бинокле. Как только вы делаете намерение "мне это интересно", "система" выдаёт вам немного энергии. Интерес - ключевой фактор в управлении вниманием.
🌀 Усилением концентрации и фокуса на объекте медитации (ощущениям от дыхания, смотрении, метте).
🌀 Применением к сонливости инструмента остановки мыслей 6Р. Если сонливость не сильная, то через несколько минут она отступит. Появится ясность восприятия.
🌀 При сильной сонливости «отпусканием» себя. Подход прост - позвольте себе клевать носом и уходить в сонливость, не сопротивляясь этому. Поначалу это может быть очень утомительно, однако важно помнить, что сонливость рано или поздно пройдёт и на смену ей придёт очень ясное и глубокое состояние. Когда вы несколько раз преодолеете сонливость таким образом, вам станет это делать намного проще.
Сонливость это не причина прекращать практику. В длительных медитациях сонливость может длиться 30, 40 и более минут и возникать повторно. Если вы пройдете её, то окажетесь сразу на несколько уровней глубже и появляется предельная ясность восприятия. Нужно просто научиться её преодолевать.
Притупленность ума.
Техническая цель медитации в развитии непрерывной осознанности и концентрации. Если в практике вы проваливаетесь в приятные состояния без мыслей и у вас пропадает нить дыхания, значит уровень концентрации и осознавания упал и вы оказались в сети тонкой притупленности. Подход к её преодолению аналогичен работе с легкими формами сонливости.
2. ВОЗБУЖДЁННОСТЬ И НЕУГОМОННОСТЬ УМА.
Основная помеха энергетических психотипов личности.
Как проявляется:
Неудержимое обилие мыслей, перевозбуждение, желание почесаться, пошевелиться, резкие внутренние импульсы встать и прекратить медитацию, повышение температуры тела - всё это относится к этой помехе.
Очень часто эта помеха возникает сразу после помехи "сонливость", особенно в длительных медитациях. Мы как бы высыпаемся прямо в медитативной сессии и на контрасте состояний "до" и "после" сонливости выходим из равновесия и перевозбуждаемся.
Как преодолевается:
🌀 Важно перестать стараться и вообще что-либо делать в медитации, кроме мягкого наблюдения (за глубиной дыхания, чувством, умом или объектами ума).
🌀 Применением ко всем отвлечениям внимания от объекта концентрации и думанию инструмента 6Р.
🌀 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова "Покой. Покой. Покой…".
Все явления и состояния рано или поздно проходят, нужно просто немного подождать и ум успокоиться. Иногда этот процесс может быть очень продолжительным.
3. СОМНЕНИЕ
Наш ум очень изобретателен и имеет доступ ко всем уголкам нашей сущности. Его функция оберегать нас от любых растрат энергии и любых новых начинаний. И если уму что-то не нравиться, то он может через гормональную систему изменить наше состояние и восприятие, температуру тела, сгенерировать мысли и вовлечь наше сознание в размышления. В рамках помехи "сомнение" у него есть где развернуться.
Как проявляется:
Варианты сомнений, которые нам предлагает наш ум в медитации просто поражают воображение. Это может быть неожиданное сомнение в необходимости медитировать вообще, в самой методике, в правильности понимания инструкций, в своих возможностях, в преподавателе медитации и так далее. Мысленно это может выражаться как: "что-то я сегодня чувствую себя неважно"; "зачем я себя мучаю"; "нужно слушать своё тело"; "достаточно медитаций и по 15 минут"; "гуру не настоящий!"; "что толку сидеть, я уже всё равно не смогу успокоиться" - после длительной неугомонности; "что толку сидеть, я уже всё равно не смогу избавиться от сонливости" - после длительного периода сонливости и многие другие.
В момент появления этой помехи у нас не вызывает подозрения факт её появления именно в "здесь и сейчас". Суть этой помехи - это впадение в размышления и накручивания.
Как преодолевается:
🌀 Применением инструмента остановки внутреннего диалога 6Р к любым размышлениям и оценкам чего-либо. Разотождествлением с мыслями о сомнениях.
🌀 Фиксацией на целях вашей практики медитации.
Интернет изобилует статьями и исследованиями на тему возможностей мозга втянуть нас в размышления, а также данными о феномене принятия решений за долго до того как мы это начинаем осознавать.
Поэтому каждый раз в медитации, когда вы "решите" завершить практику, вспомните что, возможно, это решение приняли не вы. Этот простой прием, хороший ключ к медитациям часами.
4. ЧУВСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ (Я-ХОЧУ)
Это устремление к удовольствиям и приятным состояниям. Воспоминания или планы относительно приятных нам событий и явлений. Ум очень любит уходить в такие сладостные грезы. И даже при просто размышлении о приятном мы получаем мини-порции гормонов "приятности", от которых так сложно отказаться.
В медитациях нас часто посещают приятные состояния, картинки и явления, которые хочется, повторить, удержать или усилить, но важно помнить, что всё это препятствия для практики.
Это одна из частых причин "застревания" практикующих на том или ином уровне медитации на месяцы и годы. Особенно когда в практике становятся доступны медитативные джханы (дхьяны).
Как преодолевается:
🌀 Применением инструмента 6Р к любым размышлениям. Разотождествлением с чувствами и мыслями о них.
🌀 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова "Покой. Покой. Покой…".
🌀 В медитации мы учимся беспристрастности, безоценочности, не-цеплянию.
Эти состояния сознания являются мостиком, ведущим к глубокой внутренней трансформации. Однако цена этому - отказ от удержания приятных состояний и мыслей, отказ от ожиданий приятных состояний, равно как и принятие неприятных состояний и мыслей.
5. ОТТОРЖЕНИЕ (Я-НЕ-ХОЧУ)
К этой помехе относится отталкивание воспоминаний о неприятных ситуациях, а также гнева, раздражения, неприязни, отторжения болевых ощущений или отталкивание любых других помех медитации - всего того чего мы не хотим.
А если в медитации мы пришли к приятному состоянию, но оно начинает сменятся другим, мы испытываем отторжение к этой ситуации, хотим удержать состояние, сожалеем о его уходе.
Отторжение, наравне с "я-хочу", является формой страстного желания "я-не-хочу", того, которое в буддизме называют первопричиной страданий в жизни (подробнее об этом в статье: "Зависимое возникновение и причины страданий").
Как преодолевается:
🌀 Применением инструмента 6Р к любым размышлениям о причинах появления помехи. Разотождествлением с мыслями о помехах.
🌀 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова "Покой. Покой. Покой…".
ДРУГИЕ ПОМЕХИ В МЕДИТАЦИИ
🌀 Зуд, желание почесаться, желание пошевелиться. Тут важно понимать, что большая часть подобных помех имеет ментальную природу. Это очередные "выдумки" ума. Проверить это легко, если после медитации боль и зуд сразу уходят, значит их природа ментальна.
🌀 Восторг от нового уровня глубины медитации или нового состояния, новой джханы (дхьяны), или очередного удивительного феномена.
🌀 Чувство выполненного долга: "я молодец, уже столько сделал, так долго помедитировал, до таких глубин дошёл! - пора закругляться".
🌀 Появление гениальных идей в медитации, таких, что прямо сейчас нужно встать и записать. Ну или хотя бы обдумать как следует, чтобы не забыть
🌀 Размышления о том, когда там уже зазвонит будильник. Если вы медититруете без будильника, размышления о том, что уже, наверное, прошло выделенное время и пора заканчивать. Рекомендую вообще отказаться от будильников и привязки к определённому времени.
🌀 На самых глубоких уровнях медитации очень часто возникает очень мощный страх
🌀 Один из высших опытов, ниродха (прекращение) для ума в некотором смысле это смерть. Он, ум, очень этого не хочет и не понимает разницы между реальной смертью и только лишь собственным отключением.
🌀 Страх часто возникает как глубинный паттерн "я не достоин этого". Это проявляется как внутренний запрет, на: быть счастливым, быть радостным, коснуться опыта пробуждения, опыта "не-я" и другие.
Наша замечательная страна и "система воспитания" многим из нас подарила этот паттерн той или иной степени влияния.
Все эти помехи также относятся к одной из пяти групп и приводят к возбуждению ума и думанию.
Подход к ним аналогичен:
🌀 Применением инструмента остановки внутреннего диалога 6Р к любым размышлениям о помехе.
🌀 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова "Покой. Покой. Покой…".
Какие бы помехи и отвлечения не возникали, важно помнить, что они нам не враги, это просто часть реальности не зависящей от нас, но зависящей от предшествующих событий. Каждый раз применяя к ним инструмент 6Р мы дополнительно тренируем свою осознанность в части распознавания и разотождествления с ними.
Большая часть всех существующих помех возникает из-за того, что наш ум напряжён. Поэтому так важно делать всё на расслаблении, не слишком стараться и не использовать силу воли. Это же вполне относиться и к отвлечениям и блужданиям внимания в жизни.
С опытом, наши возможности осознанности и концентрации вырастают, а количество помех сокращается на порядок. На протяжении всего пути практики, понимание природы возникновения помех и использование инструментов работы с ними может оказать неоценимую услугу и значительно ускорить ваш прогресс.