Шимпанзе подходит к толстому дереву, хватает с земли камень и с силой швыряет его в ствол, либо в его расщелину или между корнями. Свой бросок обезьяна сопровождает громким продолжительным криком, а также другими признаками крайнего возбуждения: встает на задние конечности, размахивает передними, а ее шерсть встает дыбом. Затем животное успокаивается и идет дальше. Ее поведение повторяют другие особи, и со временем внутри ствола дерева, либо у его подножия накапливается груда камней. Эти наблюдения явились результатом масштабного исследования поведения наших ближайших родственников из мира животных, для которого ученые создали целый международный проект, а журналисты поспешили украсить свои статьи громкими заголовками, связывая необычное поведение обезьян с ранее неизвестным "религиозным ритуалом" и "зарождением религии у человекообразных обезьян".
Использование разными видами приматов орудий - далеко не новость. При помощи палочек шимпанзе добывают себе личинок насекомых, копаются в муравейниках и термитниках. Некоторые виды обезьян (те же шимпанзе, макаки-крабоеды и чернополосые капуцины) используют камни для раскалывания добычи с твердой оболочкой: кладут орехи (или крабов) на "наковальню" и бьют по ним другим камнем. Использование предметов также бывает связано с защитой: обезьяны могут метать во врага камни и палки. Есть наблюдения, когда самка шимпанзе кидала камень в направлении самца, чтобы привлечь к себе внимание. Вызвав его раздражение, самка приближалась к нему и дело кончалось спариванием.
Все эти примеры объяснимы и понятны - они связаны с кормодобыванием, размножением или защитой, и были давно известны. Описанное же в начале статьи поведение впервые было зафиксировано в 2011 году при помощи видео-камер, которые были расположены на 34 участках в Западной и Центральной Африке в местах обитания подвида обыкновенного шимпанзе Pan troglodytes verus. Исследовательский проект был назван Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee, а непонятное поведение обезъян получило название "accumulative stone throwing" («накопительное бросание камней»). Из 34 участков оно наблюдалось на 4 (что исключает факт случайности), а всего таких актов "бросания" было зафиксировано 64 (за 17 месяцев исследований).
Как пишут авторы статьи в журнале Scientific Reports, чаще всего камни кидали взрослые самцы (как раз сопровождая "ритуал" характерными агрессивными элементами поведения), но также, хоть и в меньшем числе, за этим делом были замечены и самки, и подростки. Выяснилось также, что частота бросания камней в деревья не связана с количеством дуплистых деревьев на данном участке леса. В статье ученые называют это поведение "ритуалом", но совершенно не вкладывают в это слово никакого религиозного подтекста. "Ритуал" в данном случае говорит о том, что с ним связаны определенные места, и никакой явной выгоды от бросания камней в стволы деревьев не наблюдается. Зачем же все-такие шимпанзе бросают камни в деревья?
На этот счет пока нет точного ответа. Существуют лишь гипотезы. Например, есть мнение, что удар камня о дерево, сопровождаемый громким криком, может иметь оборонительное значение и отпугивать хищников. Однако, звук удара камня не такой уж и громкий. Другие исследователи предполагают, что эти звуки могут иметь значение в коммуникации между соседними группами обезьян.
Появление такого "ритуала" может иметь и во многом случайный характер. Один самец во время демонстрации своей силы мог схватить камень и швырнуть его в дерево для усиления эффекта. Предполагается, что вид груды камней провоцирует у обезьян желание повторить поведение сородича.
Конечно, такую волнующую тему СМИ не могли не раскрутить до сенсационных новостей о появлении у шимпанзе зачатков религии. Однако четких предпосылок для таких выводов нет. Исследования будут продолжаться, и уже при участии археологов. Известно, что наши с вами предки (как, собственно, и древние представители нашего вида, Homo sapiens) активно использовали сооружения из камней, которые несли разные функции. Например, туры (пирамидки из камней, которые так любят сооружать туристы всех мастей в гористой местности) ранее использовались для обозначения пути и ориентирования. Существовали (и существуют) и религиозные каменные объекты (например, сейды у саамов). В общем, это очень интересная тема, и надеюсь, однажды мы узнаем наверняка, зачем шимпанзе бросают камни в деревья.
Если вам понравилась статья. ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!