Найти тему
The Coffee Times

Кофейные волны — культурное явление или веяние моды?

Оглавление

Разбираемся, что такое кофейные волны и почему это важно знать

Кофе BUSHIDO Sensei – представитель третьей кофейной волны
Кофе BUSHIDO Sensei – представитель третьей кофейной волны

Вы когда-нибудь слышали о кофейных волнах? Нет-нет, это не имеет ничего общего с морской стихией. Понятие кофейных волн относится к этапам развития кофейной индустрии. Редакция The Coffee Times решила разобраться, что же представляют собой кофейные волны и почему это важно знать.

Итак, начнем по порядку.

Первая волна: кофе в каждый дом

Кофе Maxwell House – первая кофейная волна
Кофе Maxwell House – первая кофейная волна

Первая волна потребления кофе захлестнула мир в начале 20 века, но еще в середине 19 для этого имелись весомые предпосылки. Во времена Золотой лихорадки ввоз кофе из Латинской Америки поощрялся золотоискателями, но слыл деликатесом из-за дорогой транспортировки. Покупать зерно в промышленных масштабах начали только в начале прошлого столетия, как раз тогда и появился растворимый кофе. Во время первой волны вкусовые качества напитка не были в приоритете: бодрость – вот что имело ценность для солдат и простых рабочих. Кроме того, этот этап развития кофейной промышленности ознаменован появлением капельной кофеварки, которая существенно облегчила процесс приготовления напитка. Несколько десятилетий индустрия стремительно развивалась, кофе стал главным источником энергии, и вскоре его потребление приобрело массовый характер.

Вторая волна: вкусный кофе в сетевых кофейнях

Альфред Пит, основатель Peet’s Coffee&Tea
Альфред Пит, основатель Peet’s Coffee&Tea

Вторая кофейная волна случилась в тот момент, когда напиток стал приносить гастрономическое удовольствие. То есть, потребитель начал задумываться не только о тонизирующем эффекте, но и о вкусе напитка. Специалисты начали разбираться в сортах, выявили разницу между арабикой и робустой, а в середине века появилась кофейня Peet’s Coffee&Tea в калифорнийском городке Беркли. Пит использовал партии самого свежего кофе с отборным вкусом и ароматом, и, кстати, именно с его продукции в 1971 году начинает свою историю Starbucks – первая сетевая кофейня глобального масштаба. Благодаря появлению этой кофейни люди научились работать за чашечкой кофе вне дома и офиса, ценить атмосферу и вкус напитка. Кофе становится впечатлением, культура его потребления интенсивно монетизируется.

Третья волна: искусство кофейного дела

Кофе, приготовленный альтернативным методом
Кофе, приготовленный альтернативным методом

Термин «Третья волна» прозвучал в 2002 году из уст сомелье Триша Ротгеба, именно ему индустрия обязана появлением самого понятия кофейных волн. Кофе снова становится деликатесом, но не из-за стоимости производства, как это было на заре его потребления, а благодаря изысканным методам приготовления. К напитку начинают относиться как к вину: профессионалы отбирают селективные сорта, присуждают награды за наивысшее качество зерен, а сам фокус потребления сместился с маркетинга на рецептуру заваривания и кофейную грамотность.

Кофейни Третьей волны – небольшие, в основном это частные точки с индивидуальными поставками и авторской обжаркой. По сути, кофейная волна третьего поколения – культурный феномен, определенный образ мышления как производителя, так и покупателя, где качество кофе ценится превыше всего прочего.

А будет ли четвертая?

Уже сейчас можно говорить о зарождении Четвертой волны, которая вбирает в себя все самые лучшие традиции трех предыдущих. В России на текущий момент в полноценном виде существуют все три типа кофеен, однако именно в заведениях Третьей волны бариста учитывают личные предпочтения каждого посетителя и могут рассказать о кофе и уникальных характеристиках каждого сорта куда больше. Теперь вы знаете, куда стоит заглянуть, чтобы продегустировать настоящее кофейное искусство :)

Любите кофе и хотите знать о нем больше? Подписывайтесь на канал The Coffee Times и узнавайте обо всех тонкостях кофейной индустрии!