Действие происходит в будущем, в 2060 -м году. Как живет мир, в котором исчезла профессия "Учитель"? Всеобщий Образовательный Центр, роботы - педагоги, непомерная нагрузка на родителей...И бесстрашные молодые люди, которые не сдаются.
Произведение полностью является вымыслом автора. Герои и ситуации не имеют прототипов в настоящем. Посвящается моим студентам, группе 80 "Повар - кондитер".
«Снова в учительской с утра пораньше спор. Должен ли учитель любить своих учеников или достаточно только уважать? Я тихо взяла журнал, да и утопала в кабинет, чтобы, не дай Бог, не обратились за советом. Почему я так поступила? Потому, что не смогла бы вот так, с налету, ответить на этот вопрос – он очень сложный. Попробую доверить ответ этому дневнику.
Думаю, ни один ответ не верен. И в то же время верны оба. Будут верны – если добавить третью составляющую – понимать. Понимать надо ребят, глубоко понимать.
Рассмотрим «анатомию вопроса», как в умной книге написал один модный автор.
Любить и только – будет ханжеством, потому, что у нас у всех есть свои дети и свои семьи. Вот их мы и любим в полном смысле этого слова. Учеников, конечно, любим тоже, но уже по- другому.
Уважать…здесь целых две неудовлетворительных составляющих. Во первых, уважают не просто так (в отличии от любви), а за что – то. А если не за что пока уважать? Сложно уважать хулиганистого подростка, у которого через слово мат. Сложно уважать ябеду, или вечно сонного двоечника. Ну не получится уважать через силу, тогда как же с ними работать?
Во - вторых, полная неувязка со статусом учителя. Я так понимаю, что само звание «Учитель» уже подразумевает уважение к окружающим – не важно, ребенок это или взрослый. Учитель должен проявлять по отношению к детям уважение и воспитанность уже в силу своего профессионализма. Зачем же об этом говорить дополнительно?
Нет, главнее всего – понимать.
Вчера, например, спросила домашнее задание у одного из учеников:
- Елизавета Ивановна, я не выполнил домашку. Не успел – мы всей семьей картошку сажали. Устал очень.
Как тут поступить? Вариантов много. От авторитарного: «Садись, два»! До крайне либерального: «Ути – пути, бедненький мальчик, конечно же, отдыхай»!
Ну а я просто спросила:
- Вручную сажали или под трактор?
- Под лопату.
- Тогда на первый раз прощается. Но к концу четверти буду тебя усиленно спрашивать.
Как – то так. Но я - не истина в последней инстанции, может быть, я не права».
… Маша читала и читала. Такие эпизоды, как этот, удивляли ее: неужели было время, когда кто – то серьезно задумывался о том, как надо относиться к детям, к ученикам? Что надо вникать в мир детства, выстраивать свое общение с ребятами и находить для каждого свой подход, свои слова? В эпоху роботов все это давно кануло в Лету...