Хочешь научиться плавать - прыгай в воду!
Хочешь научиться драться - иди и дерись!
Народная мудрость.
Одна из самых популярных тем для обоюдных срачей дискуссий в околоушуистской тематике, это, несомненно, тема спаррингов в традиционном ушу. Уступает она по востребованности, пожалуй лишь вечной теме "внешние/внутренние" стили. И своё мнение по этому вопросу я озвучивал многократно, повторятся не вижу смысла, однако хочу заострить ваше внимание, дорогие читатели, на одном тонком моменте. Моменте довольно важном и характерном, о котором наши соотечественники просто не догадываются, а китайские товарищи почему-то не задумываются. Хотя это неотъемлемая часть их многовековой культурной традиции и по сей день. Причем безотносительно к боевым искусствам...
Речь идет о немаловажном аспекте чисто китайской культуры. Суть проста:
В рамках концепции обучения "один Учитель - один ученик" спарринги как методических подход не появились, да и не могли появиться никак. По причине специфики китайского социума.
Но именно в рамках такой специфичной концепции образовательного процесса народное ушу Поднебесной и прошло этапы зарождения, становления и развития! Армейское ушу - это отдельная тема, об этом различие уже говорили в других статьях, например, тут.
Эта специфика - не только в уникальности отношения китайцев к сущности Учителя, хотя это гипертрофированное уважительное сохраняется в их среде и по сей день. Гораздо важнее то, что в рамках концепции "один Учитель - один ученик" обычно обучал старший родственник. По крови либо после прохождения обряда байши,что в общем не делало большого различия. И ситуация, когда сын бьет своего отца - немыслимая для китайской культуру при нормальных обстоятельствах (при этом они отлично друг друга резали, травили и подсылали наймитов в борьбе за власть и богатства). Но для нормальной повседневности это было недопустимое поведение: младший не смел поднять руку на старшего, а тем более - ногу. :)
И хотя в Старом Ушу была довольно хорошо продуманная и логично выстроенная методология отработки парной техники в развитии от простого к сложному, она никак не могла заменить свободный или полусвободный бой с незнакомым противником. При этом поединки на помостах-лэйтай были излюбленным развлечением простонародья на крупных празднествах или базарных днях, когда с округи съезжались многочисленные жители окрестных деревень, себя показать и других посмотреть. Народ был простой да неграмотный, соответственно и развлечения были простецкие да доступные. Тот же мордобой за ярмарочный приз. Но к такому стоило готовится, ибо неизвестно с кем столкнёт тебя судьба на этот раз! Поэтому возникла хорошая, проверенная веками традиция навещать друзей (访友 fǎngyǒu), когда ходили в дружеские кланы и школы, чтобы молодежь могла и опыт наработать, и пар выпустить. При этом решался ещё один важный методологический вопрос: работа с незнакомым противником, ибо в рамках своей школы/стиля ученики изучают сейчас дн и тоже, и их действия часто предсказуем друг для друга. Кстати, раньше так тоже было не принято, часто учитель обучал своих учеников не всей своей премудрости, а лишь некоторой части, обычно наиболее подходящей конкретному индивиду. Лишь ученику, закрывающему Врата, мог достаться весь багаж знаний, накопленный за долгие годы жизни Учителя.
Но в конце династии Цин, с приходом массовости в обучении, такой подход стал редкостью. Но что интересно, на рубеже ХХ века спарринги внезапно становятся обязательными в процессе обучения ушу! Первой вводит это в процесс обучения знаменитая Атлетическая Ассоциация Цзинъу, где, обратите внимание, наравне с китайскими стилями ушу изучали западный бокс и японское дзюдо! То есть системы, где спарринги были неотделимой частью тренировочного процесса. Такой прогрессивный для тех лет подход поддержали многие последующие организации, в первую очередь Центральный Институт Гошу в Нанкине. Высшей точкой развития этой идеи использования спарринга как тренировочного метода можно считать и знаменитые Всекитайские испытания по боевым искусствам, где претенденты как раз и соревновались в этой дисциплине. Удивителен ли будет для нас тот факт, что основная масса победителей была как раз из представителей тех организаций, где поддержали это новаторство?
Но уже годом позднее, в Ханчжоу собрались те, кто не совсем разделял такой подход именно в обучении. Претензий было много, и это тема отдельного подробного разговора. Например, одной из претензий стала ситуация, когда бойцы стали оперировать сериями связок, отходя от древней концепции одним ударом наповал, когда подготовка изначально строилась на подготовке к скоротечному поединку, максимум в три действия, но на поединках той поры в таком навыке уже не было особого смысла. Хотя и до сих пор сохранились старые школы, где учат работать по схеме коротких атак или контратак, выводящих на бросок с последующим добиванием оппонента. Примерно как в этом видео.
Когда уже после войны и победы КПК стали реанимировать ушу саньда, столкнулись с массой проблем, важнейшая из которых была в утрате специалистов, которые могли обучить тому, как тренировались прежде. Ибо из-за запрета на парные отработки и бои много где прервалась непрерывная линия передачи этих навыков. Стали приглашать западных специалистов, затем активно внедряли защитное снаряжение. Процесс был стремительным и неудержимым в своих изменениях. И уже то ушу саньда, которым я в середине девяностых занимался в институте физкультуры города Вэйфана, сильно отличается от того, которое мы можем видеть на этой видеозаписи, нарезке кадров с чемпионата 1983 года...
Развитие любых искусств - это непрерывный процесс. Они меняются вместе с обществом, отражая его особенности и стремления в конкретный период истории. Так получается и с традиционным ушу. Оно такое, какое востребовано сейчас большинством. Как оно измениться через столетие, в какую сторону станет развиваться, то мне неведомо! И это прекрасно! :)
Всем теплого лета и хороших тренировок на природе!
Дм. Моисеев, СПб