Каковы пути выживания книжной розницы? Похоже, ответа на этот вопрос сейчас нет даже у самих книгопродавцов. Но давайте посмотрим на книжный рынок более широко.
Непосредственно продажи — лишь небольшой кусочек на карте общего потока создания книги как ценности, то есть от мозга автора до мозга читателя. И будет ошибкой искать ответ на вопрос о выживании книжного бизнеса только в системе распространения.
Тем более ошибочно с моей стороны было бы с умным видом рассуждать о бизнесе, который знаю только как опытный читатель и автор. Сразу оговорюсь: опытный в конкретном и достаточно ограниченном сегменте — бизнес-литературе. Причем мнение автора мне тоже стоит оставить при себе, его ценность в данном вопросе стремится к нулю. Автор — лицо заинтересованное, он со своей книгой борется за инвестиции. Сначала у издателя, а потом у читателя. Причем борьба с читателем идет дважды — надо убедить его вложить деньги, то есть купить книгу, а потом вложить время — прочитать ее.
Как клиент, который платит за книги реальные деньги, причем часто и помногу, я считаю, что выживание этой отрасли будет зависеть исключительно от ее готовности меняться. А когда еще меняться, если не в кризис?
Сегодняшняя бизнес-модель у отрасли, как она мне видится с позиции читателя, выглядит так: главное — продать, а будут или не будут читать — это уже проблема читателя. И чем больше продать килограммов бумаги, тем большие молодцы издатели и распространители.
Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения бережливого мышления. Задача продавца — предоставить клиенту то, что он хочет получить, когда он захочет и там, где хочет. В идеале еще и за деньги, которые клиент (не продавец!) считает разумными. Насколько эта задача решается в сфере бизнес-литературы? Вообще никак не решается. Имеющееся предложение и ожидания клиента расходятся практически диаметрально.
Рассмотрим, из каких действий будет состоять процесс при возникновении потребности читателя-клиента — например, ему нужно подготовиться к предстоящему через неделю докладу.
- выяснение того, где про это можно прочитать;
- понимание, что интернет-магазин не успеет вовремя привезти нужную книгу;
- проверка наличия книги в офлайн-магазине;
- поход в магазин;
- поиск физического экземпляра книги (включая консультации с продавцом, которого вы долго искали по всему магазину и который по факту знает про предмет меньше вашего, поскольку вы, в отличие от него, успели воспользоваться Гуглом, но он все равно считает своим долгом дать совет);
- покупка заодно пары ненужных сейчас, но приглянувшихся книг;
- собственно прочтение;
- переваривание прочитанного;
- понимание, что купил не ту книгу! 😉
Конечно, это отчасти шутка. Но согласитесь, что если мы возьмем реальное время, которое затрачивается только на выбор книги, мы сильно удивимся. И совсем не факт, что одной книги достаточно для того, чтобы найти ответы на все интересующие вопросы. То есть я получаю не то, что хочу, не там и не тогда. Про цену просто промолчу.
Как продвинутому читателю, мне представляется, что есть очень много того, что можно и нужно устранить. Причем сделать это реально прямо сейчас.
А мы еще не коснулись затрат, которые возникают у читателя на содержание книг, в том числе и купленных не там, не тогда и не тех. На помойку их, вроде, не понесешь — как-то неудобно. Значит, будешь ставить новые полки (а то и шкафы), периодически перебирать все эти «фолианты» и вытирать с них пыль.
Разумеется, когда приобретенная впрок книга все же потребуется, естественно, ее будет не найти в этих залежах. А потом, когда она опять станет не нужна, найдешь сразу две одинаковые, потому что сдуру купил вторую в прошлый раз, когда не нашел первую!..
Всей отрасли нужно сильно измениться, чтобы клиенты не разбежались, ведь еще и каждый гаджет в руках человека — маленький убийца старого доброго книжного магазина. Главное изменение: надо найти способ облегчить поиск нужной книги — удовлетворить эту потребность клиента.