20 век России подарил множество талантливых людей в разных областях творчества, но особенно хочется выделить трёх представителей : в литературе - Михаила Булгакова, в поэзии и философии - Иосифа Бродского, в кинематографе - Андрея Тарковского.
Несомненно, что всех их объединяет крупный масштаб личности и "величие замысла" ( по Бродскому) , но нельзя не заметить также того высокого градуса мужества, который сразу определил их появление на творческом олимпе.
Булгаков в начале своего литературного пути ещё оставался врачом; его, как и Чехова с Вересаевым, терзали сомнения относительно окончатель-ного выбора поприща. Понятно,что желания художественной по природе натуры всегда подвергаются мучительным испытаниям материального мира, где способы выживания порой не оставляют времени для реализа-ции замыслов. Булгаков так много получил волевого положительного на-чала в собственной семье, что часто поступал отчаянно дерзко, уповая скорее на судьбу, чем на Бога, от веры к которому он довольно рано ото-шёл, а к концу жизни вернулся....
В его дневниковых записях несколько раз встречается фраза :" Итак, мой путь теперь - прямая"...Это путь не развлекающего публику фельетониста и не утописта-фантаста, а большого писателя, сквозь сердце которого про-шёл кинжал " русской междуусобицы" и который первый об этом поведал в "Белой гвардии"," Беге"и"Днях Турбиных".
Он не выносил пошлого духа обывателя, его раздражало человеческое стадное однообразие, он ценил человека за его личностные свойства, за умение думать и поступать. Революция разрушила его дом, его среду обитания, многих хороших знакомых и родственников разбросала по городам, но самое главное - показала кровожадную человеческую сущ-ность. Было над чем задуматься бывшему киевскому гимназисту, который увлекался домашними театральными постановками, пел хорошим бари-тоном оперные арии, декламировал стихи.
Чтобы остаться на своём уровне духовного развития и не пасть вместе со всеми в яму нездорового мещанства , Булгакову приходилось очень много работать. Поскольку он был " бесприютен" и никак не мог обрести нор-мальное жильё для спокойного творческого процесса, то не удивительно, что впоследствии в романе " Мастер и Маргарита" всплывали все перепи-тии нового времени,связанные прежде всего с недообразованностью и бескультурьем.
И всё-таки хочу отметить два его достижения : «он первым запечатлел душу русской усобицы» ( М. Волошин) и он первым в советской литературе указал на Бога как на разумное и достойное высшее, чего понять человеческий разум не в силах ( разговор Иешуа с Понтием Пилатом). Пожалуй, помимо большого таланта, в личности Булгакова самой привлекательной чертой считаю мужество.
Следующим открытием советского времени становится Бродский, чьи стихи высоко оценила Ахматова : наиболее лиричным и музыкальным является, конечно, ранний этап его творчества и весь рождественский цикл...
Бродский также находился в поисках своего дела, но поскольку поэзию он любил и знал с самого детства, то ему не сложно было начать рифмовать. "Что подвигло меня к сочинению стихов – это определённое представ-ление о гармонии, о звуке." ( И. Бродский)
Он посещал поэтические сообщества, общался с единомышленниками и занимался переводами. Одновременно он много читал и учился думать, - это большой , незаметный для глаза духовный путь, который понимает только сам человек, - вот почему потом на процессе по " тунеядству" Бродский искренне не мог понять, за что его подвергают остракизму ? Он не страдал обломовской ленью, скорее чувствовал масштаб своей личности, ума и воли; душа его находилась в постоянном развитии и он не собирался опускать планку.
Эмиграция действительно была вынужденной и прошла через его сердце не только потерей связи с родными, которых он искренне любил, но и свя-зи с Родиной, к которой он был привязан и Ленинградом, и деревней Но-ринской, где он впервые вполне осознанно ощутил себя частью большого народа... Попытки понять происходящее со своей страной подняли его на уровень большого философа, разговоры с которым сейчас опубликованы во многих изданиях мира.
Вот некоторые цитаты от Иосифа Бродского :
"Речь является реакцией на мир."
"Поляризация Добра и Зла. Смазывание различий и в самом деле превратилось в индустрию…сегодня в моде сомнения, а не убеждения."
«Большой» для меня тот роман, который даёт качественно духовную информацию."
"Хорошая литература – действенное противоядие в противовес принципу « все против всех»."
"До определённого момента бытие действительно определяет сознание, но потом, когда сознание формируется, оно начинает определять бытие."
"К вере приходят, а не получают её готовой."
"Всякое творчество начинается как индивидуальное стремление к самоусовершенствованию и, в идеале, -к святости."
"Человек должен определять себя более точно, чем по расе, вере и национальности.Сначала нужно понять, труслив ты, честен или нечестен. Идентичность человека не должна зависеть от внешних критериев."
Наконец, речь пойдёт об Андрее Тарковском. Ему повезло родиться у творческой и хорошо образованной пары, которая, хотя и быстро распа-лась как семья, но поддерживала духовную связь на протяжении всей жизни.
Недооценённый временем и обществом Арсений Тарковский-старший был одним из прекраснейших русских поэтов-лириков, продолжающий линию классической гармонии в поэзии. Выросший на хорошем знании всех основных видов искусства, прекрасно разбирающийся в живописи и музыке, истории и религии, его сын Андрей Тарковский решил соединить все свои знания в профессии режиссёра.
Уже при поступлении во ВГИК он поразил комиссию несвойственной молодому человеку глубиной и серьёзностью мысли, обширностью знаний и самодостаточностью. Уважение к себе у глупца возникает очень быстро и по самому ничтожному поводу, человек умный приходит к самоуважению только путём большого труда, духовного или профессио-нального.
Итак, ворвавшись в мир большого кино замечательно новаторски снятым " Ивановым детством", Андрей задумался над темой утерянной религии русского народа и буквально потряс основы атеистического советского строя " Андреем Рублёвым".
"Религия - единственная сфера, отомкнутая человеком для определения могущественного. А « самое могущественное в мире то, что не видно, не слышно и не осязаемо...»,- сказал Лао-Цзы." Эту запись можно найти в Мартирологе Тарковского, и я уверена, что она там оказалась при глубо-ком осмыслении вопроса веры. Потому что дальше можно найти запись : " В силу бесконечных законов или законов бесконечности, которые лежат за пределами досягаемого, Бог не может не существовать.Для человека, неспособного ощутить суть запредельного, неизвестное, непознаваемое — БОГ. В нравственном же смысле Бог-любовь. "
Я не собираюсь идеализировать Тарковского-человека, но свой путь большого художника необыкновенным чутьём он угадал очень рано и поставил себе не меньшие задачи, чем Булгаков и Бродский. И в такой же степени его интересовала судьба страны и народа, и также талантливо он облекал свои мысли в художественные произведения.
И мучился от неразрешимых вопросов, делясь своими сомнениями равно как с друзьями, так и с высокими чиновниками из киноиндустрии, и со студенческой аудиторией лекционного зала. Человек постоянно рос как в познании ( что он сам относил к процессу материальному) , так и в созна-нии, что уже касалось самых высших сфер...Поскольку другим сложно разобраться в том, что происходит в душе художника, он оставался непо-нятым.
Не так уж много фильмов ему довелось произвести, но в каждом возни-кает проблема нравственности отдельно взятого человека, связанная и этически и эстетически с собственной страной и народом. Даже в косми-ческом " Солярисе" есть крепкая земная нить, связывающая героев с прошлым, это - память, обрывая которую человек себя само-истребляет.
Бродский, Булгаков и Тарковский считали, что искусство должно быть религиозно, прежде всего беря во внимание суть, искренность и совесть художника, все они обращались к Высшему и признавали его, потому что "Бог необъясним необъяснимостью таланта". Все трое отличались повы-шенной правдивостью, что по-моему уже хорошо характеризует их с позиции человека.
Из рецензии М. Осоргина на творчество Булгакова: "В условиях россий-ских такую простую и естественную честность приходится отметить как некоторый подвиг."
Эту мысль можно отнести и к Иосифу Бродскому, и к Андрею Тарковско-му. Я думаю, встретившись, эти трое наверняка бы почувствовали родство душ.